Психологические проблемы в семье

Психологическая библиотека

Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице [11].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высшее образование мужа*

2. Социальное положение семьи в целом

3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей

4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания

5. Взаимное положительное первое впечатление друг о друге

6. Знакомство в ситуации работы, учебы

7. Период ухаживания (год-полтора года)

8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины

9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

10. Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами

1 . Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин

2. Поздний возраст вступления в брак

3. Превышение возраста жены над возрастом мужа

4. Высшее образование жены

5. Более высокое образование жены, чем мужа

6. Гетерогенность социального положения супругов

7. Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское — у мужа

8. Воспитание в неполной семье

9. Отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов

10. Неустойчивость отношений в период знакомства

11. Наличие добрачной беременности

12. Отрицательное отношение родителей к браку

13. Национальная гетерогенность супругов

* О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднозначные данные.

Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» — это 3, 5, 8, из «негативных» — 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях.

Следующий большой этап жизненного цикла семьи — собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.

Результаты анализа отечественных исследований связи брачных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы [4, 10].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высокие репродуктивные установки женщин

2. Наличие в семье главы

3. Совместное принятие основных семейных решений

4. Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми

5. Совместное проведение супругами свободного времени

6. Сходство семейных ценностей

7. Высокая ролевая адекватность

8. Низкая конфликтность в разных сферах жизни

9. Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга

10. Высокая адекватность восприятия супругами друг друга

1 . Употребление алкоголя супругом

2. Расхождение репродуктивных установок мужа и жены

3. Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены

4. Расхождение установок супругов на характер главенства в семье

5. Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

6. Расхождение установок супругов на совместность раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга

7. Негативная оценка друзей-подруг другого супруга

8. Ограниченность общения, увлечений, интересов

9. Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов

10. Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения

11 . Неудовлетворенность сексуальными отношениями

12. Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга

13. Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей

Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случайно. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, это обусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репрезентативности полученных данных для остальных семей. Заслуживает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает сомнение надежность некоторых показателей (например, «употребление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограниченность общения». ).

Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости [12, 13, 14]. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Каждый из названных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи.

Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностъю. Последняя, в свою очередь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» [6] супругов) и автономия — относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.

Выделенные автором характеристики брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супругов и продолжительности их семейной жизни.

Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи достаточно изучена, в частности, исследованы репродуктивные установки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и социальной политики в этой области [2, 3], то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме. Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфический вид руководства — один из традиционных феноменов социальной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.

Таким образом, попытки теоретического социально-психологического анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга.

Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т. е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся выделить социально-психологический аспект этой проблемы.

Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разводящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов [17].

Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позволяет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.

Этапы психологического переживания супругами процесса развода

Кризис в супружеских отношениях

Стадия 1: отчуждение, ломка старых привычек

Стадия 2: начало перестройки жизни, охлаждение любви к супругу

Стадия 3: поиск новых объектов любви

Стадия 4: окончательная переадаптация

Стадия 1: отрицание

Стадия 2: чувство утраты и депрессия

Стадия 3: гнев и амбивалентность

Стадия 4: переориентация стиля жизни и идентичности

Стадия 5: принятие факта развода и новый уровень функционирования

Фройланд и Хозман

Фаза 5: принятие (факта развода)

Фаза 1: раздельное проживание

Фаза 2: индивидуализация

Фаза 3: воссоединение (психологической целостности личности)

Стадия 1: разочарование

Стадия 2: эрозия (любви)

Стадия 3: отчуждение

Стадия 4: установление раздельного проживания

Стадия 5: оплакивание

Стадия 6: второе подростничество

Стадия 7: тяжелая работа (по адаптации к разводу)

3. Восстановление психологического равновесия

1 . Амбивалентность чувств к супругу

2. Шок и отрицание

4. Восстановление от развода

1 . Осознание неудовлетворенности

2. Выражение неудовлетворенности

Не менее важной социально-психологической проблемой является межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Недавно была предпринята попытка выделить позиции разводящихся супругов: «аутсайдеры» — те, кто против развода; «договорившиеся» — ориентированные на развод по согласованию с партнером; «автономисты» — принимающие решение о разводе без учета мнения супруга; «пассивные» — воспринимающие развод как нечто совершившееся помимо их воли [16]. Недостаток этой классификации в том, что строилась она на опросах разведенных супругов из разных семей. Нами (с опорой на идею Дж. Дедерико) разработана и впоследствии подтверждена более сложная типология межсупружеского взаимодействия — объектом анализа выступали разводящиеся супружеские пары, которую можно представить в виде следующей таблицы:

Стили межсупружеского взаимодействия в условиях предразводной ситуации

Принятие решения о разводе

Преобладающая форма конфликтности

Отказ от развода

Открытое обсуждение развода

Наиболее часто у молодых супругов встречаются комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены (напомним: опрашивались супружеские пары) рассматривают другого супруга как «провокатора», подталкивающего семью к разводу. И те и другие чаще отмечают у себя вербальную активность, а у супруга — поведенческую. Или же считают, что слова и действия супруга противоречили друг другу («согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»; «просил прощения, а потом все начиналось снова. »).

Немаловажный аспект развода — его последствия, которые можно разделить на три относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества.

Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами более тяжело, чем жизнь после развода. Имеются данные зарубежных исследователей о предразводных факторах, усиливающих или ослабевающих эмоциональную «травму развода».

Впоследствии среди разведенных оказываются выше, чем среди людей другого брачного статуса, такие неблагоприятные показатели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т.д. На этот счет есть обширная зарубежная статистика [1], однако не следует сбрасывать со счетов и данные отдельных зарубежных авторов, свидетельствующие об отсутствии связи между фактом развода и эмоциональным благополучием супругов.

Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению в условиях значительно распространившейся малодетности развод практически не оказывает влияния на уровень рождаемости.

В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показало, что дети из разведенных семей занимают промежуточное положение между этими двумя группами.

В то же время имеются достоверные статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости (более высокая вероятность развода у детей, чьи родители развелись, чем у детей из полных семей).

1. Алешина Ю.Е. Исследование развода в западноевропейских странах и США // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. — М., 1981.

2. Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., 1982.

3. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. — М., 1985.

4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. — 1985. — № 5.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

6. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л., 1989.

7. Кутсар Д.Я. Качество — интегральная характеристика брака // Стабильность и качество брака. -Тарту, 1982.

8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1989.

9. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. — М., 1986.

10. Мацковский М.С. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. — М., 1988.

11. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программы социологических исследований молодой семьи. — М., 1986.

12. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 2.

13. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность. — М., 1981.

14. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 2.

15. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

16. Седельникова С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод // Социологические исследования. — 1992. — № 2.

17. Солодников В.В. Условия и причины нестабильности молодых городских семей // Становление брачно-семейных отношений. — М., 1989.

18. Солодников В.В. Анализ предразводной ситуации в молодых семьях // Исследования семьи и практика консультационной работы. — М., 1988.

19. Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. -1988.-№4.

20. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. — 1986. — № 3.

21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.

Психологическая помощь при семейных проблемах.

Почему появляются проблемы в семье?

Потому, что отношения в семьях становятся искаженными. И есть большая опасность, что дети в таких семьях, вырастая, «наследуют» из родительской семьи предрасположенность к тому или иному семейному сценарию, который «несет» в себе искаженные образцы поведения. Только одно это должно мотивировать Вас на то, чтобы обратиться к психологу за он-лайн помощью сюда на сайт Psi-Labirint.ru.

Проблемы в семье приводят к образованию зависимых или созависимых отношений, а сами члены семьи чаще прибегают к деструктивным методам решения конфликтов, которые возникают по механизмам смещенной агрессии:

С одной стороны, в проблемных семьях как раз таки высоко ценятся семейные отношения. Но с другой стороны, накапливается большое количество стрессовых событий:

Конечно при таких событиях необходимо обращаться за срочной психологической помощью, которую предоставляет сайт Psi-Labirint.ru в он-лайн режиме. Но часто люди надеются на свои силы, что приводит к еще большему ухудшению проблемы.

У нас возникает вопрос: если в одно и то же время у семьи много проблем, но сами семейные отношения высоко ценятся, то в почему люди, которые пишут о помощи к психологу на сайт Psi-Labirint.ru жалуются на столь запущенные, уже сложные проблемы, которые не решаются без помощи психолога? Откуда такая двойственность?

Все дело в выборе партнера и начальных желаниях.

Когда внутрисемейное общение нарушено, то появляется своя специфика жизни. Она проявляется чередованием периодов относительного благополучия и видимости спокойствия ( за фасадом которых может скрываться отчужденность и игнорирование) и периодом интенсивных, напряженных конфликтов. В таких конфликтах выясняется чаще всего, что оба партнера (супруга) не готовы удовлетворять потребности друг друга и что они уже совсем не те люди, что были при встрече. Они разочаровываются, чувствуют себя одинокими и никому не нужным (часто именно эти чувства приводят к измене. А измена это своеобразный поиск того партнера, который даст новые положительные эмоции, которых давно нет в семье и удовлетворит те потребности, на которые супруг (супруга) не выполняют).

Таким образом, напряжение накапливается, некоторые уходят в депрессию и позже в алкоголь, а некоторые просто разводятся с болью в душе.

Но почему так происходит, что после долгих лет брака, он распадается или семья переживает кризис? Все дело в выборе партнера.

Мы предлагаем Вам рассмотреть, как происходит выбор партнера. Выбор супруги или супруга для брака часто происходит под влиянием неосознаваемых механизмов. А поиск «половинки» зачастую имеет почти буквальное значение, и брак похож на объединение частей, подходящих к друг другу как ключ к замку. В таких случаях брак решает задачи, сформированные и не разрешенные в родительских и прародительских семьях (почему конфликты и повторяются). Супруги просто проецируют друг на друга незавершенные семейные конфликты и «заставляют» вести друг друга в соответствии со своими фантазиями. Этот механизм называется проективная идентификация.

Типичным влиянием этого механизма является навязчивое повторение «от брака к браку», от одних отношений к другим, патологических сценариев взаимоотношений. И если Вы замечаете у себя в семье подобные проблемы, то лучше решать их с помощью психолога.

Почему такие семейные проблемы стоит решать с помощью психолога?

Потому что, как правило, подобные семейные сценарии проявляются бессознательно. Психолог помогает вывести бессознательные мотивы на уровень сознания, и человек будет уже в состоянии решить проблему сам, если пожелает или с помощью психолога. Это значит, что члены семьи могут не осознавать, почему у них проблемы и бороться с тем, что на их взгляд является причиной, но в итоге, все может привести только к разрушению семьи. Так, если у девушки или женщины подсознательно сформирован комплекс жертвы насилия, то в каждых новых отношениях ее изначально милый мужчина или муж будет волшебным образом превращаться в насильника или преследователя. А если мужчина подсознательно переживает в себе образ мученика или образ покинутого, то он будет получать трудные отношения и разрывы отношений из-за утраты интереса своей девушки или жены.

В таких случаях важно вовремя распознать такие признаки. И если Вы, читая эту статью, решили, что пора что-то менять в своей жизни и в своей семье (отношениях), то Вам прямо сюда!

Рубрики

Причины перфекционизма и как с этим справиться. Часть 2.

Как избавиться от проблем на психологической консультации по Skype? Часть 1.

Как найти взаимопонимание в отношениях. Советы психолога.

Влияние психологической травмы на психику и психотерапия по скайпу. Часть 6.2.

Очень часто человек нуждается в помощи, но у него или нет времени чтоб попасть на прием к психологу, или есть стеснение лично признаться проблемах. Здесь Вы можете получить психологическую консультацию онлайн.

Психологические проблемы в семье

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 638

Поделиться с друзьями:

Семейные проблемы – это сложности, возникающие на жизненном пути супругов, которые иногда могут стать причиной длительных и болезненных разладов. Они дисгармонизируют отношения внутри семьи и вызывают глубокие чувства неудовлетворенности жизнью. Проблемы характеризуются степенью распространенности и силой влияния на семью. Например, некоторая проблема может быть достаточно общей для многих семей, но, создавая трудности в течение всей жизни, такая проблема не разрушает семью радикально. Другой тип проблем, с которыми сталкивается только часть семей, оказывается весьма разрушительной для существования семейной системы [4, с. 160].

Проблемы семьи существуют столько же, сколько и сам институт семьи, однако вследствие значительных изменений и перемен, произошедших в обществе, стали появляться новые, специфические семейные проблемы. В качестве наиболее характерных семейных проблем можно выделить следующие: семейное неблагополучие и насилие; дисбаланс супружеских ролей и неадекватность престижности супругов; перегрузка женщин разноплановыми социальными ролями; дисгармонии интимных отношений. В качестве специфических проблем, порожденных современным обществом и культурой, можно определить такие как: малодетность семьи и вариативность мотивации «иметь или не иметь детей»; «андрогинизация» семей [2, с. 27].

Среди студентов разных курсов в социальных сетях мы провели анонимный опрос. 850 человек в возрасте 18-24 года ответили на вопрос «Готовы ли вы к семейной жизни?».

Результаты опроса показывают, что большинство студентов (476) еще не готовы к семейной жизни, они отрицательно ответили на предложенный вопрос. Для 153 студентов вопрос вызвал удивление, данная тема вообще не является предметом их размышлений, что также говорит об их не готовности к семейной жизни. Наконец, 221 студент, это 26% из общего числа респондентов считают себя готовыми к семейной жизни.

Таким образом, брак и семья – это очень важные, но вместе с тем не единственные, сферы в жизни человека, поэтому они должны стать источником позитивной жизненной энергии, оптимистического настроения в деловой сфере и продуктивного взаимодействия в широком круге общения.

1. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. – Спб.: Издательский дом «Питер», 2013.

2. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии. — М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России — М.: Институт социологии РАН, 2006.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений — М.: Педагогика, 1987.

5. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

Психологические проблемы в семье

Прежде чем приступить к обсуждению психологических проблем в семье, я бы хотел дать определение семье. Семья не пустое название какой-то структуры, а конкретные люди, состоящие в родственных и супружеских отношениях. Семья формируется из любви, взаимного уважения, взаимопонимания и взаимной ответственности. Семья является базой для формирования и улучшения качества личности, как в моральном, так и физическом плане. В семье каждый из её членов должен стремиться к самореализации и всему, что дает толчки к развитию человека как личности.

К сожалению, в каждой семье существуют разного рода проблемы, в том числе и психологические. Это значит, что практически каждый человек столкнулся или ещё столкнётся с семейными психологическими проблемами в той или иной степени. Попробуем разобраться в данных проблемах и найти способы их решения.

Какие существуют психологические проблемы в семье?

Не секрет, что отношения в семье имеют циклический характер. Время от времени люди сталкиваются с критическими ситуациями. На протяжении семейной жизни происходят события, которые не могут не отразиться на их участниках.

События, влияющие на жизненный цикл семьи, могут быть разными. Иногда их делят на периоды. Например, жизнь до появления детей и после. Не стоит забывать и про естественные возрастные изменения. Без преувеличения можно сказать, что через данные изменения проходят все члены семьи. Это не может не сказываться на типе поведения человека или его потребностях. В конечном счёте все поведенческие факторы участников напрямую влияют на формирование отношений в семье.

Именно так молодая семья без детей и семья с детьми решают совершенно разные психологические проблемы. В первом случае семья только формируется и психологические аспекты направлены на продление рода. Во втором случае семья с детьми (например, от 1-х до 3-х) решает психологические вопросы по развитию детей.

В зависимости от возраста детей семья переживает свои естественные воспитательные периоды.

Приведу классические периоды развития семьи:

— семья на стадии планирования детей

— семья с маленькими детьми

— семья с детьми подросткового возраста

— семья со взрослыми детьми

— семья преклонного возраста

С какими проблемами сталкиваются вышеперечисленные периоды?

В начальной фазе развития семьи молодожены привыкают к новому статусу и определяют её границы. Другими словами, будут ли вмешиваться в их отношения друзья и родители. Очень важно понимать отношение родителей к молодожёнам. Все возникшие вопросы (психологические, социальные, бытовые) необходимо решать на данном этапе.

Следующая фаза развития связана с появлением ребенка. Здесь важно определиться с распределением обязанностей. Как будут решаться материальные вопросы содержания семьи. Быть готовым к возросшей психической нагрузке и т.д.

Третий этап развития семьи – ребенок идет в школу. Родители должны свыкнуться с мыслью, что данный этап в жизни ребенка — первый шаг во взрослую жизнь. Определенно, влияние школы сказывается на воспитании ребенка в семье. Могут возникать разногласия между родителями.

Этап, когда дети заканчивают школу и осознают собственную готовность к самостоятельной жизни, приводит к следующему периоду в жизненном цикле семьи. Родители должны будут осознать, что их влияние на ребенка с каждым разом будет менее существенным. Супружеские отношения испытывают опустошение. Достаточно серьезный психологический момент, как для ребенка, так и для родителей.

И, наконец, фаза выхода родителей на заслуженную пенсию. Ещё один психологический порог. Конечно, жизнь на этом не останавливается, многие продолжают работать или вести собственный бизнес. Но все же супружеские отношения выходят на новый уровень. Устанавливаются новые ценности. Например, пожить немного для себя или ради внуков.

Я привел примеры классических этапов и это не значит, что все семьи развиваются одинакового. Существует масса семей с нестандартной схемой развития. Один из вариантов, когда у одного из супругов уже были семейные отношения или дети воспитываются одним родителем.

Не важно, по какой стратегии протекает жизненный цикл семьи, все без исключения переживают психологические моменты, связанные с её развитием, а полученный в каждой из стадий опыт даёт соответствующую психологическую подготовку.

Научитесь сохранять семью, чтобы семья сохранила вас.

Нет похожих тем

Хорошая последняя фраза — научитесь сохранять семью, чтобы семья сохранила вас. Жаль, что только большинство этого не умеют и не хотят делать. На самом деле помимо детей и связанных с ними этапов жизни масса совершенно других проблем, влияющих намного больше. Мое мнение, что быт съедает отношения — и вот к этому нужно быть готовыми и искать пути решения, а не бежать в новый омут.

Спасибо за понимание!

Рубрики

Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на данный сайт

Источники:
Психологическая библиотека
Психологическая библиотека Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного
http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/020.htm
Психологическая помощь при семейных проблемах
Проблемы в семье приводят к образованию зависимых или созависимых отношений, а сами члены семьи чаще прибегают к деструктивным методам решения конфликтов.
http://psi-labirint.ru/psihologicheskaya-pomoshh-pri-semejny-h-problemah-i-problemah-v-otnosheniyah/
Психологические проблемы в семье
IX Студенческий научный форум — 2017
http://www.scienceforum.ru/2017/2435/32647
Психологические проблемы в семье 1
Психологическое здоровье начинается с решения психологических проблем в семье каждого человека.
http://bodykeeper.ru/psixologicheskie-problemy-v-seme/

COMMENTS