Психология в семье

Психология семейных отношений

Стремление создать семью является нормальным и естественным для каждого человека.

Вступая в брак, мужчина и женщина создают одно целое, при этом семья проходит ряд ступеней своего развития, которые имеют определенные черты и характеристики. В чем же специфика отношений в семье?

Согласно принятому определению, семья представляет собой социальную группу, основанную на супружеских отношениях, а также родственных связях. Совместное проживание, а также ведение общего хозяйства – это основные отличительные и характерные черты любой семьи.

Отношения между женщиной и мужчиной, возникающие в семье, складываются неравномерно. Поскольку отношения на протяжении совместной жизни переживают ряд изменений, вместе с ними меняется и само положение членов семьи.

К примеру, общим и часто самым важным этапом является самое первое время совместной жизни, которое длится от 1 до 5 лет. Именно в этот период особенно высокая частота разводов, поскольку мужчина и женщина узнают друг друга и адаптируются.

Выйдя из разных семей, мужчина и женщина имеют различные взгляды на жизнь, разные подходы и привычки. Поэтому на этапе формирования семейных отношений следует особенно внимательно относиться друг к другу, стараться принимать своего супруга таким, каким он является, вместе со всеми недостатками и причудами.

Для чего нужна психология семейных отношений? Такая наука, как психология семейной жизни, помогает супругам правильно оценивать события, происходящие в их браке. Ведь с течением времени отношения в любой семье претерпевают изменения, поэтому приходится постоянно переоценивать и себя, и своего супруга.

На заре семейной жизни, когда происходит начальная взаимная адаптация, особенно сложно принять своего партнера по браку всесторонне, со всеми его качествами. Проходя все свои этапы развития, семейная жизнь порой доставляет немало проблем обоим супругам.

  • В первое время на молодую семью могут в значительной степени воздействовать такие факторы, как отсутствие собственного жилья, вмешательства родственников в дела супругов.
  • На следующем этапе развития происходит появление, а затем и взросление детей.
  • Заключающий же этап определяется отделением детей от семьи, возникает так называемый эффект «пустого гнезда», когда возраст уже приближается к пожилому, происходит переоценивание своей жизни с точки зрения ее успешности.

Семейная психология: что такое счастливая семья — ответы в видео

На всех этапах существования семьи возникают специфические вопросы, которые требуют наиболее рационального решения. Может ли кто-либо помочь супругам в такой ситуации?

Многие пары обращаются к специалистам, предлагающим семейную терапию. Это немаловажное достижение – решение обратиться за помощью.

Часто возникают такие ситуации, когда из-за напряжения между супругами, их излишней эмоциональности и предвзятого мнения сложно разрешить возникший вопрос. В таком случае на помощь придет семейная терапия, предлагающая методы правильного подхода к различным жизненным ситуациям.

С помощью семейной терапии многие супружеские пары, находящиеся на грани развода, вновь обретали счастье совместной жизни, решали межличностные проблемы в своей «ячейке общества».

Являясь достаточно сложной наукой, семейная жизнь не проходит по каким-то придуманным и определенным нормам и правилам. С течением времени такие правила возникают в каждой супружеской паре индивидуально, и в этом может помочь этика семейной жизни.

С помощью этой семейной науки можно снять любой острый вопрос, решить возникшую проблему. При этом соблюдается максимальное корректное отношение к супругу, бережливое отношение к его чувствам.

Этика семейных отношений может проникать в любую область брака, тем самым сохраняя и упрочняя отношения между супругами.

1 комментарий

Здесь много разных семейных пар, но отношение внутри почти каждой из них можно описать как «Как же ты меня бесишь, сволочь ты любимая! Они перечисляют сильнейшие стороны романа, но то, что поразило меня на их взгляд “недостаточно гармонично вписывается в полотно”.

Психология семейных отношений

.1. Характеристики семьи

Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная ( культур ная) общественная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

• направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);

• нормальное, бесконфликтное общение;

• доверительность и симпатия;

• понимание друг друга;

• нормальная интимная жизнь;

• наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

Социологи определили следующие условия семейного благополучия:

1. Взаимопонимание между супругами.

2. Отдельная квартира.

3. Материальное благополучие.

5. Уверенность в прочности брака.

6. Интересный досуг в семье.

7. Интересная работа.

8. Соответствующее образование.

9. Хорошее положение на работе.

10. Хорошие друзья.

11. Самостоятельность супругов.

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Стадии развития семьи. В первый «медовый» год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ «МЫ», научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов — воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для «совсем молодых» браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и о смысл ение взаимных действий супругов в плане «для семьи – против семьи», а также последовательное и целеустремленное слияние двух «я» в одно «мы», слияние, при качественном улучшении «мы» идет на пользу каждому из «я».

Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

2. Классификации семьи (формы, виды семейных

Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи:

1. Традиционный. Гражданский или церковный брак.

Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов.

2. Незарегистрированный брак.

Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: «Люди женятся тогда, когда не верят друг другу». Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак молодых людей и разрешают людям своего возраста.

3. Ограниченная временем семья.

Брак заключается на время, скажем, на три года. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив итоги, решают, или расстаться, или снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

4. Прерывающийся брак.

Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на некоторый срок. Причины могут быть разные: устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

5. Встречающаяся семья.

Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети – растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

6. Мусульманская семья.

Во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

7. Шведская семья.

Во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

8. Открытая семья.

Это семьи, в которых супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

Диана Баумринд в результате изучения практики воспитания выделила 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей о смысл енного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энерги чны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошее отношение со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают прав возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания, которая не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивания, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительные результаты. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказаниями и, как правило, слишком слаб самоконтроль, если он вообще проявляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так, как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха, что при этом столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Еще одна типология семейных отношений предлагает выделять такие типы, как

 не прогно зируемые эмоциональные реакции;

 условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).

Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции – воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

Очень часто в глубине этих отношений лежит скрытое желание кого-то из родителей привязать ребенка к себе (чаще всего это бывает мама, воспитывающая ребенка одна).

Растущая личность в окружающем мире всегда встречает какие-либо препятствия. Но у ребенка, воспитанного в данной среде, формируется убеждение, что вокруг него есть всегда защитная стена, усилий можно не предпринимать, так как все будет сделано за него. Следовательно, осложняется процесс вхождения в социум. Ощущение неудачи, неспособность справляться самому с какой-либо проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, то есть заниженной самооценки, недоверию к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни.

В целом, социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентовые» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация. Эти люди дают большой процент алкоголиков.

Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса, родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция). Как правило, гипоопека сопровождается физическим и психи ческим насилием. Чаще всего это возможно, когда оба родителя демонстрируют наркотическое или алкогольное опьянение.

В отличие от детей, воспитанных в атмосфере доброжелательности и заботы, у подростка, растущего в условиях гипопротекции, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Дети приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы. У выходца из этой семьи наблюдается линейное мышлени е (белое – черное). Из-за повышенной тревожности возникает реакция группирования с себе подобными. А так как они не привыкли к вниманию со знаком «+», то ищут внимания со знаком «-».

Условия эмоционального отвержения (эмоционально холодные семьи). В данных семьях родители, как правило, люди образованные, интеллектуальные. Вся их жизнь, сознание подвергается интеллектуальной обработке. Один из членов семьи может любить много теор етизировать и вместо выдачи живой, спонтанной реакции ребенку читает научно – морализованную лекцию о том, какие могут быть последствия. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей.

Слишком заучившиеся родители хотят научить ребенка читать в очень раннем возрасте (например, в 2 года). Как следствие, ребенок отрывается от окружающего мира и не воспринимает его всеми сенсорными каналами. В социуме это, как правило, непривлекательные люди, общаться с ними тяжело. У них отсутствуют вариации, они однообразны (монотонный диалог).

Семья с не прогно зируемыми эмоциональными реакциями характеризуется неожиданной сменой настроения родителей по отношению к детям. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния самих родителей. Это очень опасный тип, так как ребенок не в состоянии прогно зировать реакцию — за один и тот же поступок он может быть и наказан, и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Постоянная неуверенность перерастает в черту характера и в дальнейшем экстрапол ируется (проецируется) на все отношения, на окружающих людей.

Эти люди нестабильны, в них постоянно дремлет ожидание конфликта. Чувство неуверенности очень часто приводит к неожиданным решениям.

Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких случаях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Причем ребенку не прощаются малейшие ошибки. В глубине такого отношения – амбициозные подходы родителей; на ребенке отражаются их не достигнутые желания; желание родителей путем успехов ребенка продемонстрировать свою значим ость в обществе (ребенок – символ успеха); освобождение себя от обязанностей (уборка, покупка продуктов, присмотр за младшими). Любимые занятия ребенка не признаются.

При таком воспитании извращаются ценности, нарушаются истинные отношения между людьми. Как правило, родители не умеют выражать любовь к ребенку. Его преследует постоянный страх неудачи, то есть ребенок находится в постоянном напряжении. В случае неуспеха возникает угроза катастрофы для человека.

Вариант этого типа: сочетание повышенных требований и неудовлетворенность родителей любыми результатами. В такого рода семьях присутствует постоянное напряжение. Члены семьи могут подолгу не разговаривать, родители любят наказывать детей молчанием; возможны постоянная ирония и высмеивание. Дети в такой семье не чувствуют себя в эмоциональной безопасности, у них теряются стимулы к полезной деятельности, возникает недоверие к людям, и очень часто у ребенка рано возникает потребность в дополнительном общении (например, собака). Такие люди обвиняют себя во всех неудачах (самобичевание), склонны брать большую ответственность. Как следствие, формируется такая черта, как деспотизм.

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Ученые выяснили, что, если не с кем посоветоваться, имеет смысл самостоятельно принять одно и то же решение несколько раз. Причем чем через большие промежутки времени, тем лучше. И все равно оказалось, что «две головы лучше»

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей — это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности — биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни — до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций — экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного «Я». В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами — по принципу «жить для других». Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное — это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного — мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других — женщина, в третьих — кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы — это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: «скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.

Источники:
Психология семейных отношений 1
Психология семейных отношений Стремление создать семью является нормальным и естественным для каждого человека. Вступая в брак, мужчина и женщина создают одно целое, при этом семья
http://kapushka.ru/psihologiya-semeynyih-otnosheniy.html
Психология семейных отношений 2
Психология семейных отношений .1. Характеристики семьи Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции,
http://scorcher.ru/art/love/intercourse2.php
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья
http://studbooks.net/37299/psihologiya/psihologiya_semi

COMMENTS