Семья в психологии

Семья в психологии

Классическое определение, что такое семья, звучит следующим образом: семья это ячейка общества или малая социальная группа, являющаяся важнейшей формой организации личного быта и основанная на родственных связях и супружеском союзе — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи являются следующие: завести детей и продолжить свой род; иметь рядом человека, способного понять и оказать поддержку; быть кому-то нужным; выполнить моральную обязанность по созданию семьи; избежать одиночества; иметь благополучную и устроенную жизнь; не расставаться с любимым человеком; иметь стабильные интимные отношения. Для каждого человека существует свое определение, что такое семья, и чем она является для него. К примеру, чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни,

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Специфической особенностью семьи, помимо стабильности и уверенности, которые она дает, является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным исследований можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. Основные виды семей в современной действительности, согласно оценкам семейных психологов разделяются на: патриархальную, детоцентристскую и супружескую (подробнее о видах семей смотрите здесь).

Семьи также различаются уровнем психологического благополучия, которое присутствует во внутри семейных отношениях. Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами. В той связи психологи выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семей.

Дисфункциональная (негармоничная) семья — та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для стрессовых ситуаций и взаимного непонимания. Дисфункциональная семья в значительной степени подвержена нестабильности, члены такой семьи довольно болезненно реагируют на внешние негативные факторы, так как не чувствуют себя защищенными, и не получают должной поддержки. Дети, рожденные в таких семьях, более подвержены появлению комплексов и неуверенности в себе, наследуют неправильную модель построения семьи и налаживания внутрисемейных отношений. Вполне возможно, что и в своей взрослой жизни они реализуют тот же тип дисгармоничной семьи с большим комплексом проблем и нереализованных потребностей.

Семья: понятие и организация

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Как музыка влияет на психику человека? Читай далее.

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная. Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая. Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная. Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная. Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Традиционно семья строится на взаимной любви и терпимости. Счастливое существование невозможно без умения людей ладить между собой, находить общие точки соприкосновения.

Как научиться контролировать свои эмоции? Читай в статье.

Что такое волюнтаризм в психологии? Ответ здесь.

Важно, чтобы все члены малой группы чувствовали себя морально удовлетворёнными от совместного проживания друг с другом. Коллективное планирование и решение трудных семейных задач только сплачивает близких людей.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Храм святителя Василия Великого

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, увеличивается число разводов, низкий уровень рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорождённых. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость.

2. Семья с рождения ребенка является для него идеалом общества, так как это первое место принадлежности человека.

3. Не все семьи счастливы:

а) проблема алкоголизма (в западной Германии 37 процентов взрослых – алкоголики из них 10 процентов подростки, остальные в основном женщины);

б) проблема суицида, так для мужчин чаще всего негативный конец брака — суицид, для женщин – депрессия. Каждый третий ребенок одинок в своей семье;

в) рост детской преступности, наркомании (за 1999 год во Пскове увеличилось количество потребителей наркотиков на 20 процентов (героин) и снизился возраст употребляющих до 14 лет, был 18 лет);

г) высокий процент разводов: с 1965 по 1991 годы количество разводов удвоилось. Прогноз не утешающий. Как следствие неполные семьи, несчастные дети, неудовлетворенные взрослые.

4. Усиливается изучение этой области знаний в других науках (сексология, физиология…), в связи с потребностью общества в знаниях о интимных отношениях.

5. Использование новых методов в исследовании семьи. Чаще в наше время это естественный эксперимент.

6. В современное время увеличилась возможность изучения семейной жизни в разных странах, межкультуральный аспект расширяется.

Домашний очаг должен быть

Не местоприбыванием, а местом,

Куда мы всегда возвращаемся.

1. КРЫША – в культуре это кров, покров. В духовно – психологическом смысле это образ надежности, душевной простоты и крепости;

2.ФУНДАМЕНТ – хорошо если он основан на камне, а не на песке, т.к. если пойдет дождь или подует ветер, то он упадет.

3. СТЕНЫ – образ ограды, крепости, образ автономии и ограничений. Стены несут на себе родовую память, соотнесенность с той или иной духовной реальностью. Важно, что весит на стенах в доме, что на стенах, то и в душе хозяев.

4. ОКНА и ДВЕРИ – возможность сообщения с миром. Культурологические ассоциации: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь», «Двери моего дома всегда открыты для ..».

5.ПОРОГ – внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в новое пространство или выхода, ухода. (Не здороваются через порог, так как он разделяет две сферы пространства).

6.СТУПЕНИ – вхождение «наверх» это может быть высота как духовная так и карьерная. Не надо перепрыгивать через ступени. Лестница это еще и образ терпения, выражают ощущение протяженности времени жизни.

7. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМНАТ — и то кто и как в них живет, расскажут нам много о семье: о сложившейся иерархии, психологии отношений и многое другое.

8. УГОЛ (или углы) в доме имеют свою символику (символическую нагрузку). Угол – некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Это символ тупика, конца, некий предел, упертость. (Ребенка наказывая ставят в угол, «загнан в угол»).

Э.Г.Эйдемиллер дает следующее определение семьи: «Семья – открытая, живая, развивающая система, функционирующая благодаря взаимосвязанному действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза».

1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;

2. Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, отдых и досуг, забота о здоровье и хорошем самочувствии членов семьи.

2.Хозяйственно-бытовая функция — участие членов семьи в производстве средств к жизни; распределение семейных обязанностей; проблема лидерства в семье и управление.

3.Воспитательная функция – развитие личности ребенка, влияние семьи как коллектива на ребенка и влияние ребенка (детей) на родителей.

4.Коммуникативная функция – семья выступает посредником в контактах со средствами массовой информации, между членами семьи и природой, организация внутрисемейного общения.

5.Эмоциональная функция – организация отдыха, досуга; эмоциональная защита.

А. Бездетные семьи, если 10 лет жизни без детей (16 процентов в России); не могут иметь детей (14 процентов). Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.

Б. Однодетные семьи. Здесь возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более эгоцентричным, недостаточно будет развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или неполноценный.

В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.

Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.

А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.

50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.

Б. Авторитарные — один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).

А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).

Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).

В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)

Б. Социально гетерогенные (30 пр.) Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.

Б. Устойчивые семьи — без конфликтов, живущие долго.

В. Социально неблагополучные семьи (алкоголизм, трудные дети).

Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.

Д. Конфликтные семьи — психологическая несовместимость супругов. Дети в таких семьях вырастают невротиками. или с нарушением эмоциональной сферы.

Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.

Ж. Нестабильные семьи — после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности в отношениях и стремлении перевоспитать друг друга. У детей из таких семей будет плохое поведение.

З. Дезорганизованные семьи — уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.

Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное — могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа.

семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя

имеет два варианта: «полиандрия» — (многомужество) и «полигония» (многожёнство).

Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.

Б. Современные семьи отношения сочетаются нормами любви, эмоциональной близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.

1.Зарождение семьи от заключения брака до рождения первого ребенка.

2.Рождение и воспитание детей. Этап заканчивается с началом трудовой деятельности детей.

3.Окончание выполнения семьей воспитательной функции, дети самостоятельные.

4.Дети взрослые живут с родителями и хотя бы один ребенок не имеет собственной семьи.

5.Супруги живут одни или с детьми, которые имеют собственных детей.

— первые дни после брака;

— 2-3 месяца спустя после начала супружеской жизни;

— полгода совместной жизни;

— после рождения первого ребенка;

— интервал 3-5 лет;

— после 12 лет совместной жизни;

— 20-25 лет совместной жизни.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, сентиментален. Чувствует себя обманутым, если партнер отказывается играть в эти игры.

3. Родительский партнер: заботится о другом с удовольствием, воспитывает другого (партнер должен занимать позицию ребенка).

4. Детский партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но с помощью слабости и беспомощности приобретает власть над другим.

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности, ответствен и трезв в оценках. Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера.

6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные.

7. Независимый партнер: сохраняет дистанцию по отношению к партнеру. Избегает интимность и хочет, чтобы партнер относился с уважением к его требованиям.

Примеры мифов: мать – больной человек; я хочу только добра;

мужчины – дети; а что скажут люди.

Осознание правил позволяет пересмотреть их, переоценить и начать свободную жизнь.

1. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.,2004

2. Белозуб Г.И. Брак от рассвета до заката. — СПБ., 2002

3. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М.,1995

4. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера.- СПб., 2002

5. Соловьев Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977

6. Харчев Брак и семья в СССР. — М.,1979

7. Целуйко В.М. Психология современной семьи.- М.,2004

©2007—2018 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты

Источники:
Семья в психологии
Определений, что такое семья существует великое множество. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: «Сейчас мне соверш…
http://family-abc.ru/psikhologiya-semi/item/137-chto-takoe-semya
Семья понятие и организация
Семья: понятие и организация Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?
http://gopsy.ru/semja/chto-takoe-semja-opredelenie.html
Храм святителя Василия Великого
Психология семьи
http://hramnagorke.ru/articles/13/71

COMMENTS