Коррекция психологических проблем

Коррекция психологических проблем

Республика Армения, г. Ереван,

ул. Виктора Амбарцумяна 47, кв.79

Психокоррекция — вид психологической помощи, система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения психически здорового человека с помощью применения специальных психологических средств.

Это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленных целей.

Психокоррекция — это психологическое изменение устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, с целью актуализации внутреннего потенциала «Я» путем анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного. Психокоррекция не имеет целью обеспечить выздоровление от болезни, она способствует раскрытию внутреннего потенциала субъекта, его латентных возможностей и ресурсов психики, применяется в работе с психически здоровыми людьми, способными к самоанализу и прогрессивному самоизменению.

Психокоррекцию, до определенной степени, можно толковать как процесс «довоспитания» взрослого человека. Воспитательный процесс связан с воздействием на субъект, а психокоррекционный предусматривает взаимодействие с субъектом и равенство позиций. Феномен психокоррекции связан также с понятием развития. Психокоррекция предусматривает активное, целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека.

Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психотерапия предполагает комплексное лечебное воздействие на субъекта при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах, тогда как, в целом, психокоррекция и психотерапия направлены на оптимизацию психического и эмоционального состояния субъекта, а определенные личностные деструкции могут попадать в сферу влияния как психокоррекции, так и психотерапии.

Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирования навыков, которые делают поведение более гибким, повышают адаптивные возможности личности. Результатом психокоррекции является улучшение психического благополучия субъекта. Глубинный психокоррекционный процесс предполагает наличие психического здоровья, которое определяется изучением фактора искажения объективной реальности: чем больше субъект искажает информацию, восприятие другого и самого себя, тем в большей мере выражена степень его психического неблагополучия, нездоровья.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии:

  • психокоррекция ориентирована на клинически здоровые личности, имеющие в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь к лучшему, ставящих перед собой цель личностного развития.
  • коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
  • в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
  • психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной психологической помощи посредством консультирования с числом встреч до 15) и долгосрочной (до нескольких лет) помощи при психотерапии).
  • в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя ценности клиенту не навязываются.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента

В зависимости от целей и содержания психологической коррекции подлежат:

  • познавательная сфера.
  • личность.
  • эмоционально-волевая сфера.
  • поведенческие особенности.
  • межличностные отношения.
  • внутригрупповые взаимоотношения (семейные, супружеские, коллективные).
  • детско-родительские отношения.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, суть психологического воздействия сводится к тому, что один человек помогает другому.

  • клиент — человек, который имеет определенные проблемы и ищет их разрешения.
  • психолог — человек, который помогает и, исходя из образования и опыта, воспринимается как способный оказывать помощь.
  • теория, которая используется для объяснения проблем клиента.
  • набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
  • специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм психологического воздействия.

Психологическая коррекция может быть индивидуальной и групповой. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один без посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Психокоррекции подлежат следующие недостатки характера клиента: повышенная возбудимость, гневливость, конфликтность, повышенная импульсивность, пессимизм, легкомыслие, упрямство, безразличие, неопрятность, чрезмерное стремление к наслаждению, гипертрофированная активность или пассивность, замкнутость, болезненная застенчивость, склонность к воровству, негативизм, склонность блуждать, лживость и др.

Эти недостатки могут быть дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь тотальный характер и быть связанными с акцентуациями характера (c), ведущими переживаниями, системой отношений и ценностных ориентаций.

Средства и приёмы психологической коррекции могут различаться в зависимости от подхода, в котором работает психолог. Так, например, психокоррекция в рамках психоаналитического подхода будет направлена на смягчение конфликта между «Я» и «Оно». С точки зрения гуманистического направления будет преследоваться цель создания наиболее благоприятных условий для самореализации клиента и его личностного роста.

Психокоррекция — это психологическое консультирование и помощь. Методы психологической помощи

Психокоррекция — это вид психологической помощи, который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.

Психологическая коррекция на данный момент времени стала не только привычным явлением, но также и объективной необходимостью. Она подразумевает целенаправленное влияние на поведение человека, его интеллектуальную деятельность, мировосприятие и прочие сферы жизни. Хороший психолог может в корне изменить ситуацию, если речь идет об отклонениях в развитии или девиациях в поведении.

Задача психокоррекции определяется, во-первых, возрастными и прочими особенностями самого пациента. Также важно учитывать направленность работы (коррекция отклонений, задержек развития и так далее). Так, чаще всего к психокоррекции прибегают в таких случаях:

  • раздражительность и возбудимость;
  • чрезмерная злость и нетерпимость к окружающим;
  • склонность к конфликтам;
  • чрезмерная эмоциональность и восприимчивость к внешним раздражителям;
  • пессимистичное отношение к жизни;
  • совершение необдуманных поступков;
  • апатия и безразличие к происходящему вокруг;
  • чрезмерная активность или же, напротив, пассивность поведения;
  • зацикленность на одной и той же проблеме;
  • прочие девиации.

Важно понимать, что далеко не каждый человек готов открыто заявить специалисту о существующей проблеме ввиду ее интимного или конфиденциального характера. В данном случае особенно актуальной становится работа такой службы, как телефон психологической помощи, при помощи которого может быть получена абсолютно анонимная консультация.

Психологическая коррекция в своем развитии прошла четыре последовательных периода. Первый заключался исключительно в описании уже известных фактов и новых гипотез. Речь в основном шла о диагностике и коррекции состояния детей, которые отставали как в умственном, так и в физическом развитии. Разрабатывались теории, которые подразумевали работу с мировоззренческими и познавательными процессами.

Хороший психолог обязательно должен быть знаком с широким спектром приемов коррекции. Стоит выделить следующие ее разновидности:

  • В соответствии с задачами:
    • нормализация семейных отношений;
    • коррекция посредством игровых методик;
    • нейропсихологические механизмы;
    • стимулирование и коррекция личностного развития.
  • По направлению:
    • кратковременное воздействие на психику человека с целью устранения острых негативных симптомов;
    • работа над выявлением и нейтрализацией причин психологических отклонений.
  • В соответствии со способом воздействия:
    • директивная коррекция;
    • недирективные методы воздействия.
  • По организационной форме:
    • общая коррекция, которая приводит к оптимизации восприятия и взаимодействия с окружающей средой;
    • частная психокоррекция — это воздействие на определенные сферы деятельности индивида;
    • специальная подразумевает решение конкретных узких проблем.

Несмотря на сложность и деликатность темы, психокоррекция — это достаточно распространенная практика. У нее весьма широкая сфера применения. Наиболее часто данный механизм бывает задействован в следующих областях:

  • эмоциональное развитие детей и подростков (также иногда речь может идти о работе со взрослыми людьми);
  • коррекция интеллектуальной деятельности (восприятие и переработка информации, а также способность усваивать и правильно оценивать ее);
  • психологическая коррекция подростков, которые под воздействием нестабильного гормонального фона могут характеризоваться девиантным поведением;
  • коррекция личностного развития человека, которая подразумевает определение жизненных ориентиров, а также постановки и достижения целей;
  • коррекция поведения (это может относиться к детям, а также реабилитации асоциальных личностей);
  • работа над эмоциональной сферой.

Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:

Психокоррекция детей осуществляется на основании следующего ряда принципов:

Этапы работы с детьми

Социально-психологическая коррекция поведения детей включает в себя следующие этапы:

  • постановка диагноза по результатам беседы как с самим ребенком, так и с лицами, входящими в его окружение (друзья, родители, педагоги);
  • составление перспективных прогнозов развития ситуации (должны быть предусмотрены варианты как по результатам коррекции, так и в случае отказа от нее);
  • разработка коррекционной программы с указанием целей и детализацией их на отдельные задачи;
  • реализация намеченного плана психологической работы;
  • оценка достигнутых результатов.

Большинство специалистов сходится во мнении, что положительным сдвигом можно считать появление принципиально нового взгляда на сложившуюся ситуацию.

Подростковый период является одним из самых сложных как в плане развития, так и в плане постановки психологической работы. Важно понимать, что именно в это время человек сталкивается с серьезными проблемами мировосприятия, выбора и отношения к тем или иным ситуациям. Если учесть, что ситуация обостряется гормональной нестабильностью, то нередко вопросы имеют интимный характер. Очевидно, что молодые люди не всегда готовы говорить о своих проблемах открыто. Выходом из ситуации может стать телефон доверия для подростков.

Важно понимать, что данная форма психологической помощи является одной из самых эффективных и подходящих для детей старшего школьного возраста. Именно поэтому она получила такое широкое распространение во всем мире. При этом звонить могут не только сами подростки, но также их родители, педагоги, друзья и близкие люди. Такая востребованность вызвана также и тем, что телефонная связь — это один из самых доступных на данный момент ресурсов.

Если обратить внимание на статистику, то именно на подростковый возраст приходится наибольшее количество случаев суицида. Это вызвано в основном тем, что молодые люди не находят понимания в привычном кругу общения или же попросту не решаются рассказать о своей проблеме. Если говорить о такой службе, как телефон доверия для подростков, то появляется возможность выговориться и получить помощь от квалифицированного психолога. Молодых людей такой вариант привлекает тем, что разговор их ни к чему не обязывает и может быть закончен в любой момент.

Задача специалиста, который обеспечивает работу службы, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения и создать атмосферу взаимопонимания. Параллельно психолог должен определить степень серьезности проблемы, эмоциональное состояние клиента, а также период времени, в течение которого может быть оказана та или иная помощь. Почувствовав отсутствие критики и полное понимание, подросток наверняка раскроется перед специалистом, что позволит снять эмоциональное напряжение и перейти к непосредственному поиску путей выхода из положения.

Психокоррекция — это исправление эмоционального состояния человека с помощью специалиста. Современный темп жизни, а также насыщенность ее событиями не могут не отразиться на душевном состоянии людей, а потому данное явление уже давно перестало быть чем-то новым и необычным. Своевременная помощь психолога порой становится определяющим моментом в решении той или иной эмоциональной проблемы. В случае деликатности вопроса может быть использован телефон психологической помощи.

Психокоррекция в своем развитии прошла несколько последовательных этапов. Поначалу это были исключительно теоретические труды, в которых выдвигались гипотезы о возможности исправить эмоциональное состояние человека или же его отношение к сложившейся ситуации. Постепенно специалисты начали переходить к практическим опытам. Наибольшее внимание уделялось именно работе с детьми и подростками, ведь в их мышлении и поведении наблюдается наибольшее количество девиаций. После того как все идеи были объединены в рамках одной концепции, психокоррекция стала распространенной практикой.

Ежедневно психологи сталкиваются теми или иными проблемами пациентов, которые требуют непременного вмешательства. Если говорить о коррекции, то она направлена на состояние детей и подростков, проблем интеллектуального характера, а также решение вопросов, которые касаются личностного роста человека. Довольно часто правки требуют поведенческие характеристики человека, которые подверглись девиациям в силу тех или иных обстоятельств. Одной из самых сложных сфер для коррекции является эмоциональный фон.

Что касается работы с детьми и подростками, то здесь одну из решающих ролей в психологической коррекции играют так называемые телефоны доверия, которые характеризуются полной анонимностью. Юный возраст характеризуется гормональной и эмоциональной нестабильностью, что нередко порождает отклонения психологического характера, а также проблемы с мировосприятием. В некоторых случаях подростки просто не могут открыться постороннему человеку (тем более — взрослому) в силу деликатности проблемы. Общаясь с незнакомым человеком посредством телефонной связи, молодые люди могут дать выход эмоциям, а также получить моральную поддержку и совет.

Психологическая коррекция

Психологи?ческая корре?кция (Психокорре?кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

  • аутогенная тренировка
  • метод условных рефлексов
  • оперантное научение
  • система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др) [1]

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко— методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).
  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

Литература

Караяни А. Г., Сыромятников И. В. 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4

Примечания

  1. ^Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции.//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Психологическая коррекция» в других словарях:

психологическая коррекция — Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений… … Справочник технического переводчика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… … Психотерапевтическая энциклопедия

психологическая коррекция — 2.2.4.4 психологическая коррекция: Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Психологическая коррекция — Психокоррекция – особо сложная сфера прикладной работы педагогов, психологов, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. В связи с этим к педагогу психологу учебного заведения предъявляются следующие… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Психологическая коррекция — оказание психологической помощи военнослужащим, нуждающимся в устранении психической дисгармонии, нарушении стройного сочетания, утраты наилучшего взаимного соответствия психических функций … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Психологическая коррекция ребенка — психологическая коррекция активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов психологов, дефектологов, логопедов, врачей,… … Официальная терминология

Психологическая коррекция (психокоррекция) — Деятельность по исправлению (корректировке) тех Особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психологическая коррекция в ПОО — ПК – направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования. Психокоррекционная работа в значительной степени связана с развитием личности. Существуют индивидуальные и групповые формы… … Энциклопедия современной юридической психологии

Исправительная психологическая коррекция — Целенаправленный процесс психологического воздействия на личностные свойства, детерминирующие социальное поведение, соотносимое с уголовно правовым запретом, с целью устранения либо уменьшения их криминогенности и формирования готовности… … Энциклопедия современной юридической психологии

Источники:

Коррекция психологических проблем
Коррекция психологических проблем Республика Армения, г. Ереван, ул. Виктора Амбарцумяна 47, кв.79 Психокоррекция — вид психологической помощи, система мероприятий,
http://armpositive.com/ru/publication/scientific/5-psyhocorection
Психокоррекция — это психологическое консультирование и помощь
Психокоррекция — это методика психологической помощи, которая может включать консультирование, психотерапию, а также всевозможные тренинги.
http://fb.ru/article/252967/psihokorrektsiya—eto-psihologicheskoe-konsultirovanie-i-pomosch-metodyi-psihologicheskoy-pomoschi
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция Психологи?ческая корре?кция (Психокорре?кция)  — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/574934

COMMENTS