Сознательное и бессознательное в психологии

Бессознательное в психологии

в Женском клубе!

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное). Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию. А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации. Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию. Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Копирование с активной ссылкой. Карта сайта Правила и условия , Политика , Партнерская программа

  • Бессознательное и сознание

    • Психология как наука
    • История психологии
    • Предмет и задачи психологии
    • Методы психологии
    • Отрасли психологии

    Бессознательное — совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета.

    Сознание — один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

    В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

    В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

    Выделяют три основных свойства сознания:

    • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
    • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
    • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

    Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

    Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

    • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
    • сектор II — мышление, логические операции;
    • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
    • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

    Рис. 2.4 Структура сознания

    Внешнепознавательная активность (секторы I и II ) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

    Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

    • сверхсознательное — запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
    • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
    • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

    По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

    Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

    Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

    Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

    Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

    Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

    Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

    В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

    Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

    Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

    Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

    Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

    Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

    Бессознательная память — это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

    Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

    Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

    Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

    Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

    Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

    Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

    Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

    Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

    Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

    Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

    Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

    Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

    Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

    Отрасли психологии

    Сознание и самосознание

    Структура психики

    Сущность психики

    Природа психики

    Виды психической деятельности человека

    Сознание человека. Сущность и уровни сознания личности

    Бессознательное и сознание. Коллективное бессознательное и сознательная деятельность человека

    Состояния сознания

    Самосознание личности. Самосовершенствование и самопознание человека

    Сознательное и бессознательное в психологии

    43. Сознательное и бессознательное

    Человек функционирует не только на уровне сознания. Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень. Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

    Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

    Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.

    Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук. Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

    1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

    2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.); 3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень. Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

    В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке. В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду. Бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

    В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания. К числу таких ситуаций относятся следующие:

    1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

    2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

    3) при разрешении конфликтных ситуаций;

    4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.

    Источники:

    Бессознательное в психологии
    Бессознательное в психологии. Что это такое, понятие бессознательного по Фрейду и Юнгу.
    http://www.grc-eka.ru/eto/bessoznatelnoe.html
    Бессознательное и сознание
    Бессознательное и сознание Психология как наука История психологии Предмет и задачи психологии Методы психологии
    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/bessoznatelnoe.html
    Сознательное и бессознательное в психологии
    Автор: Богачкина Наталия, 43. Сознательное и бессознательное — Психология, Серия: _проф/_шпаргалки
    http://www.e-reading.club/chapter.php/81556/43/Bogachkina_-_Psihologiya.html

  • COMMENTS