Человек и смысл его существования

Природа человека смысл его существования

Реферат на тему Природа человека смысл его существования

Разместил (а): Голодный

  • Философская проблема человека 33 кб.
  • Философия как смысл жизни 23 кб.
  • Человек и смысл жизни 29 кб.
  • Смысл эволюции и эволюция смысла 40 кб.
  • Ценности и смысл человеческого бытия 29 кб.
  • Проблема выживания человека в условиях автономного существования и в экстремальных 16 кб.
  • Ценности и смысл человеческого существования 21 кб.

Вопрос о природе человека, надо сказать, наталкивается на весьма распространенное предубеждение против самого понятия человеческой природы. В литературе, особенно учебной, стало уже общим местом утверждать, что «природа человека» есть результат метафизического, т. е. вне исторического, абстрактно-схоластического, подхода к анализу реальных, полнокровно-живых личностей. Получается, следовательно, что никакой такой общей природы у человека нет, не существует, а есть только конкретно-исторические его, человека, сущности, определенный (временем и местом) человек или даже, если быть последовательным и довести рассматриваемую точку зрения до ее логического конца, — исключительно и только Иванов, Петров, Сидоров. Что это, как не социологический номинализм? Отрицать реальный социально-онтологический статус за понятием природы человека — значит, ставить под сомнение действительное или объективное существование общего как такового.

1.2. Гуманистический заряд данного подтверждения трудно переоценить.

Он делает понятным и близким вопросы большой политики, насыщаемой сейчас действительно новым мышлением, стремлением создать новый мировой порядок, в котором бы не было места насилию и вражде между народами. По-новому предстают в свете «потребностной» природы человека и другие факторы, обусловливающие целостные, интеграционные процессы в современном мире, такие как интернационализация экономических связей, всеохватывающий характер современной НТР, вездесущность средств массовой информации и коммуникации. Они теряют свою безликость и отчужденность от человека, приобретают гуманистическую окраску, очеловечиваются. Блекнут и исчезают «видовые» (расовые, национально-этнические и т. п.) перегородки между людьми, но выходят на передний план, набирают силу действительно родовые их характеристики. Время гражданина мира, человека вообще, кажется, наступает.

2. Смысл жизни — в чем он?

2.1. Гедонистический смысл жизни

Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, — единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.

2.2. Аскетический смысл жизни

2.3. Смиренно-стоический смысл жизни

2.4. Категорически — императивный смысл жизни

2.5. Религиозный смысл жизни

К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает непосредственно и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных постижениях человеческого бытия. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как уже отмечалось, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

2.6. Действенно-гуманистический смысл жизни

Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему развитию ее внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь, об богатства возможностей, к богатству действительности.

На этом обзор основных точек зрения на проблему смысла жизни будем считать законченным. Он, как представляется, позволяет понять, что никакого такого смысла у жизни самой по себе нет. Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это — его главный выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она затем как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни. Смысл — это от мысли, т.е. с мыслью, жить с мыслью — очень фундаментальной, глубокой, пронизывающей все наши бытийные устремления и надежды. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта (и мира) человека, в приведении его к какому-то ценностному единству.

Источник:
Природа человека смысл его существования
Тема: Природа человека смысл его существования. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Голодный. Размер: 32 кб. Категория: Философия. Краткое описание: ‘Смысл жизни в чем он?’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Реферат: Природа человека смысл его существования

1. Природа человека

1.2. Гуманистический заряд данного подтверждения трудно переоценить.

Он делает понятным и близким вопросы большой политики, насыщаемой сейчас действительно новым мышлением, стремлением создать новый мировой порядок, в котором бы не было места насилию и вражде между народами. По-новому предстают в свете «потребностной» природы человека и другие факторы, обусловливающие целостные, интеграционные процессы в современном мире, такие как интернационализация экономических связей, всеохватывающий характер современной НТР, вездесущность средств массовой информации и коммуникации. Они теряют свою безликость и отчужденность от человека, приобретают гуманистическую окраску, очеловечиваются. Блекнут и исчезают «видовые» (расовые, национально-этнические и т. п.) перегородки между людьми, но выходят на передний план, набирают силу действительно родовые их характеристики. Время гражданина мира, человека вообще, кажется, наступает.

2. Смысл жизни — в чем он?

2.1. Гедонистический смысл жизни

Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, — единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.

2.2. Аскетический смысл жизни

2.3. Смиренно-стоический смысл жизни

2.4. Категорически — императивный смысл жизни

2.5. Религиозный смысл жизни

К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает непосредственно и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных постижениях человеческого бытия. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как уже отмечалось, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

2.6. Действенно-гуманистический смысл жизни

Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему развитию ее внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь, об богатства возможностей, к богатству действительности.

На этом обзор основных точек зрения на проблему смысла жизни будем считать законченным. Он, как представляется, позволяет понять, что никакого такого смысла у жизни самой по себе нет. Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это — его главный выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она затем как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни. Смысл — это от мысли, т.е. с мыслью, жить с мыслью — очень фундаментальной, глубокой, пронизывающей все наши бытийные устремления и надежды. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта (и мира) человека, в приведении его к какому-то ценностному единству.

Источник:
Реферат: Природа человека смысл его существования
>Реферат: Природа человека смысл его существования (Философия) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://www.ronl.ru/referaty/filosofiya/405518/

Человек и смысл его жизни

человек и смысл его жизни — раздел Философия, Содержание 1. Проблема Человека В Истории Философии…2. Социальное И Биологиче.

Содержание 1. Проблема человека в истории философии…2. Социальное и биологическое в человеке….3. Научные, и социальные и гуманестические аспекты проблемы смысла человеческой жизнью…4. Список используемой литературы… 1. Проблема человека в истории философии В иерархии философских приоритетов, ценностей человек часто определяется как “центральная проблема”, как “более существенное и центральное, нежели любой другой философский вопрос”, как “центральная тема всей философии”, т.е. как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение.

Можно ли принять такое определение места человека, данной проблемы в системе философского знания? По-видимому, скорее нет, чем да. Иначе, во-первых, имеется, как вполне обоснованно считают многие философы, другое определение основной, главной проблемы философии. Во-вторых, в названном подходе отсутствует сколько-нибудь ясное указание на специфичность философского постижения человека.

В более позднее время примерно ту же мысль развивал немецкий физик В.Гайзенберг: “Естествознание всегда предполагает наличие человека В естествознании предметом исследования является не природа сама по себе, а природа как объект человеческих проблем ”. Более определённо теснейшая связь науки с человеком, изучением его природы и условий жизни проявляется в таких науках, как биология, психология и особенно общественные дисциплины. Человек, таким образом, изучаемый, как сказал М.Маруа, директор Института жизни (Франция), “целой галактикой наук» неизбежно оказывается центром всей системы научного знания.

Ясно выраженный антропоцентризм характерен для литературы, искусства.

М.Горький, как известно, называл художественную литературу человековедением. Многие эстетики, искусствоведы прямо связывают с человеком предмет искусства, отмечая, что этим предметом является именно человек или духовная жизнь человека в её интеллектуально-эмоциональной целостности, или человек с его многоразличными переживаниями и т.д. Утверждается даже, что искусство является “единственной “формой культуры, которая воссоздаёт биосоциальнокультурную полноту человеческого существования и “живёт по его законам”. Человек и его антропологическая сущность занимают центральное положение в религии. Ведь, по сути, любая традиционная религия так или иначе, но всегда выступает как мифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни.

Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а религиозные символы и суждения – отражение различных видов человеческого опыта.

Примерно такое же, центральное место, отведено человеку в политике и праве, весь арсенал мысли и действия которых имеет тенденцию концентрироваться на человеке. Отметим, что все существующие экономические теории также во многом глубоко антропоцентричны и антропогенны.

Всё это свидетельствует о том, что определять человека как центральную тему, проблему, ядро философии совсем не означает, что именно с этим связан собственно философский подход к человеку. Подобные определения служат общим местом, относятся ко многим и весьма различным формам знания и потому, естественно, не могут быть выражением особенного, специфического места человека в системе философского знания. Не совсем удачным кажется и такое толкование философского смысла понимания человека, специфики философского подхода к человеку, который видится в комплексной, целостной характеристике последнего.

Немало авторов, уподобляясь Л.Фейербаху, ставшему в центр философских размышлений целостного человека, утверждает, что человек – это “интегральная философская проблема”, что “философия всегда стремилась к постижению человека как целостности”. Говорится даже, что “существует лишь одна наука, предметом которой является человек в целом это философия. Остальные науки изучают отдельные части человеческого мира”. Философия, таким образом, представляется как интеграция всех знаний о человеке в системе единой и общей теории, охватывающей все возможные аспекты его существования.

Рассуждать подобным образом – это примерно то же самое, что относить к философии всё, чем занимается Институт человека РАН или Институт этнологии и антропологии РАН, призванные как раз к получению единого, целостного знания о человеке, или считать философской дисциплиной науковедение, дающее целостное знание о науке, её предмете, особенностях развития и применения.

Названные и подобные им суждения устраняют, по существу, какие-либо определённые границы философского анализа человека, выводят вопрос за рамки назначения, компетенции философов. Если и есть какая-либо “безграничная” дисциплина в изучении человека, то это, по всей видимости, антропология, взятая в её полном объёме. Сегодня в этот объём вместе с философской антропологией входят также историческая, религиозная (теологическая), социальная, политическая, природно-биологическая (естественнонаучная), экологическая, экономическая, культурологическая, психоаналитическая и некоторые другие её формы.

Это прямо связано с многоликостью человека, его существованием в качестве человека “экономического” (производителя и потребителя), “психологического» (действующего исходя из мотивов, включая скрытые), “социологического” (носителя общественных ролей), “социального” (обращённого к другим людям), “религиозного” (связанного с культовыми действиями), “политического” (участвующего в делах государства, политики), “социально-культурного” (носителя норм, свойств, привычек, связанных с культурой и цивилизацией), “эстетического” (творящего самого себя, обладающего структурой эстетического типа), “природного” (основанного на наследственности), “теоретического” (стремящегося к объяснению, истине, к теоретизированию) и т.д. Только такая многообразная и единая антропология, далеко не сводимая к её философской части, способная быть наукой о “человеке в целом”, дать о нём интегральное, целостное знание. 2.

Гальтон, который в 1869 г. Исходя из сложной структуры фенотипа человека, можно сказать, что пред. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляет. «Реализация записанной в ДНК наследственности в новом организме, – утв. в условиях одинаковой и разной среды. Оказалось, что у раздельно воспи.

Список используемой литературы . 1. Дубинин Н.П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. 2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Аспект Пресс, 1996. 3. Концепции современного естествознания:Учебник для вузов./ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2003. 4. Социальная философия./ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М 1995. 5. Спиркин А.Г. основы философии. – М.: Политиздат, 1988.

Источник:
Человек и смысл его жизни
человек и смысл его жизни Философия . На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c1/1e9nz/

Человек и смысл его жизни

Некоторые полагают, что данная тема является очень сложной. Расскажу Вам для примера случай, что произошёл со мной недавно, лет восемь назад.

Как-то раз меня спросили, в чем смысл жизни человека. Я долго пытался понять то, что меня спрашивали, но так и не понял. Я попросил повторить вопрос. Меня опять спросили, но вопрос прозвучал точно так же: «В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?»

— Вас интересует смысл жизни или смысл человека? – спросил я.

Теперь задумались они.

— Разве это не одно и то же?

— А разве одно? – удивился я.

— Вы хотите сказать, что есть нечто, что можно назвать жизнью, но есть при этом и то, что мы называем человек?

— Да, и есть при этом человек и его жизнь, — добавил я. – И тогда спрашивать о том, в чём смысл жизни человека то же, что спрашивать, в чем смысл коровы, пасущейся на лугу, а после дающей молоко.

— А как правильно спросить?

— Для начала просто спросить о смысле коровы. Ответив на этот вопрос, скорее всего тем самым мы ответим и на все остальные.

— Тогда правильно будет спросить не в чём смысл жизни человека, а в чём смысл человека?

— А про смысл жизни?

— Надо просто спросить: «В чём смысл жизни?» – ответил я.

— Но разве возможна жизнь без человека? — спросили они.

— Невозможна, но только в том случае, если человек и жизнь — есть одно. Но если мы с этим согласимся, то тем более делаем бессмысленным вопрос о смысле жизни человека. Вопрос будет звучать просто: «В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?» или «В ЧЁМ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕКА?».

— Нам нравится ваша постановка вопросов. Мы не будем слишком привередливы и дадим вам возможность ответить на оба эти вопроса. И, хоть мы и остались при своём мнении, и считаем, что вопрос: «В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?» не многим отличается от Ваших, однако спорить с Вами об том не собираемся. Ответив на свои вопросы, Вы тем самым ответите и на наш, – хитро сказали они. Можете начинать.

— Человек — есть существо способное фантазировать, мечтать, придумывать, вынашивать идеи, планировать и так далее. Собственно это всё.

— Как так? – удивились они.

— Да, в общем-то, так. В этом, по большому счёту, и есть его смысл.

— Вы хотите сказать, что смысл человека — фантазировать и идеи вынашивать?

— В чём же тогда смысл его жизни?

— Погодите Вы со смыслом его жизни. Поговорим просто о жизни.

— Вот так. Жизнь — это не более чем предоставленная возможность реализовать себя. И она, жизнь, предоставляется не только человеку. Растения и животные также реализуют себя. Но в отличие от человека ни те, ни другие идей никаких не вынашивают, поэтому реализуют себя через иное, но тоже через свой смысл.

— Тогда я понял, — сказал один из них, — в чём смысл смерти.

— Замечательно, – искренно обрадовался я. – Но давай сейчас не будем об этом говорить. Поговорим об этом позже, как-нибудь в другой раз. Но тот факт, что из нашего разговора ты понял это, говорит о том, что и всё остальное ты понял правильно.

— А мы не поняли, в чём смысл смерти, – закричали остальные.

— Здесь это и не обязательно, – успокоил их я. — Вернёмся к нашим вопросам. Вдумайтесь в то, что произошло бы, если бы корова стала вынашивать хоть какие-то идеи, или мечтать, или фантазировать. Она перестала бы быть коровой тогда. А вместо того, чтобы давать нам молоко, она с умным видом глядела бы на нас и мычала, но не просто бы мычала, а с выражением. Это шутка. Я затем её привёл, чтобы не выслушивать гипотез о том, что и животные, и растения способны мечтать или заниматься прочим подобным.

Как это не прискорбно на первый взгляд, но ничего кроме этого мы с Вами не умеем. И не будь жизни, то толку от нас с Вами было бы никакого. Человек — не музыкант, не художник, не композитор, не писатель, не инженер, не бухгалтер, не станочник, не плотник, не каменщик, не президент, не министр просвещения, не депутат Государственной Думы, не преступник, не революционер, не политик, не …. И так далее. Человек стал выше перечисленным только для воплощения своих идей, своих фантазий.

Друг мой, возможно, что сейчас тебе не очень нравится это всё осознавать, но факт остаётся фактом. ТЫ — ФАНТАЗЁР И МЕЧТАТЕЛЬ. И нет никакого другого смысла в тебе. Но упаси тебя принижать эту свою возможность. Ты даже сам не представляешь, пока, что именно эта возможность и делает тебя самым великим. Только эта и никакая другая.

У каждого из нас свои мечты. Они все разные. Некоторые могут только слегка быть похожими, но они никогда не совпадают. Совпадать, в лучшем случае, могут методы и средства достижения, но не более. Это важно понимать. Это важно понимать, когда создаётся семья, и двое начинают существовать совместно, как муж и жена. Это важно помнить, когда рождаются дети. Это важно в общении с другими людьми. Но об этом мы с Вами ещё поговорим в других статьях. Отдельно рассмотрим тему воспитания детей. Отдельно и очень подробно рассмотрим тему создания семьи.

Человек рождается для воплощения своих идей. Человеку необходимо именно воплотить свои идеи. Но как это сделать? Только в жизни. Вот только теперь на первый план выходит такое понятие как жизнь. Смысл которой — предоставлять каждому такую возможность. В этом смысл жизни.

В первую очередь, у человека есть идеал самого человека. Человек стремится к этому идеалу. Человек создаёт себя относительно этого своего идеала. Человек огорчается, когда видит несовпадения себя со своим идеалом и радуется, когда обнаруживает сходства.

Идеалы у всех разные. Чем более человек образован, развит, тем возвышенней его мечты, его стремления.

Человека не надо учить мечтать, но и не надо подавлять в нём эту способность. Тем более, что тем самым Вы просто лишаете его смысла. Но и эту свою способность человек должен развивать. Способность мечтать развивается только посредством воплощения. У меня есть мечта, я её воплощаю и тем самым становлюсь способным мечтать о чём-то большем.

По своей сущности, человек – гуманист. Мечты и фантазии человека могут носить гуманистический характер, но могут и противоположный. Совершая поступки, направленные на воплощение гуманистический идей, человек делает себя более сильным и наоборот.

Антигуманистические идеи заставляют человека совершать поступки, которые можно назвать злом. Эти поступки разрушают самого человека, делают его более слабым. Такие люди долго не живут. Сама жизнь не даёт им возможности долго существовать. Это относится как к человеку, так и к группе. Общественные организации, политические партии, трудовые коллективы, целые государства, группы людей воплощают свои, уже групповые идеи. И нет ничего сложного в том, чтобы увидеть, какие идеи и какие мечты стоят за той или иной группой, как и нет ничего сложного в том, чтобы дать определение таким понятиям как добро и зло.

Будьте добры к другим людям. Начните с того, что будете уступать места пассажирам с детьми и людям пожилого возраста. Теперь, как я вижу, Вы и сами способны ответить на свой, по-моему, не совсем логичный вопрос?

— Да, — сказали хором они, — теперь мы и сами справимся. Смысл жизни человека в реализации своих идей.

Вот такой разговор произошёл лет восемь назад.

Источник:
Человек и смысл его жизни
Некоторые полагают, что данная тема является очень сложной. Расскажу Вам для примера случай, что произошёл со мной недавно, лет восемь назад…Как-то раз меня спросили, в чем смысл жизни человека. Я долго пытался понять то, что меня спрашивали, но …
http://mleks.ru/chelovek/chelovek-i-smysl-ego-zhizni.html

COMMENTS