Дерево древо

Дерево древо

Термин “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин “язычество” перешел и в христианскую лексику. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков. Язычество имеет две основных категории: религиозную и нерелигиозную. Первая представляет собой то, что обычно называется естественным богопознанием и включает в себя все религии и религиозные верования, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения. Вторая — все прочие нехристианские мировоззрения.

Язычество по своим самым существенным характеристикам является полной противоположностью христианства (Мф. 18:17): “. да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17). Господь запрещает уподобляться язычникам в многословии на молитве (Мф. 6:8), в их отношении к людям: “Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?” (Мф. 5:47). “Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники” (Мф. 6:31-32).

Апостол Петр призывает христиан не поступать “по воле языческой”, не предаваться “нелепому”, (слав. — “богомерзкому”) идолослужению (1 Пет. 4:3). Св. апостол Павел ярко изображает глубину падения человека в язычестве (Рим. 1:21-25). По его словам, язычники Бога не знают (1 Фес. 4:5), ходят “к безгласным идолам” (1 Кор. 12:2).

Древние христианские писатели хотя и говорят, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме, однако постоянно подчеркивают существенное различие между язычеством и учением Христовым. Так, христианский апологет Аристид в своей “Апологии” подвергает критике религиозные верования “варваров и эллинов”. “Те и другие, — говорит он, — грубо заблуждаются. Первые — поклоняясь стихиям, а вторые — воздавая поклонение антропоморфным богам” [2]. Другой христианский апологет Татиан, который, по его признанию, “ознакомился с мистериями, исследовал различные виды богопочитания” [3] говорит, что отвергает “языческие заблуждения, как детские бредни”, [4] что языческие мифы — “чистый вздор” и что “христианское познание о Боге неприлично даже сравнивать с мнениями язычников, которые погрузились в вещество и нечистоту” [5]. Тертуллиан в резкой форме обращается к язычникам: “Боги ваши и демоны — одно и то же, а идолы — тела демонов” [6].

Язычество очень неоднородно по форме. Существует множество его видов: магия, шаманство, все политеистические религии, сатанизм, атеизм, материализм и др.

Основной причиной возникновения язычества является ложное самоопределение человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились сорвать запрещенный плод с древа познания добра и зла, чтобы стать “как боги”. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, человек избирает “легкий путь”, не требующий труда, “приятный для глаз и вожделенный” (Быт. 3:6), обещающий сразу дать “знание добра и зла” — путь безбожного становления “богом”.

Этот внешний путь “срывания” тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порождает магию. Отсюда возникает идолопоклонство как естественный результат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Здесь и истоки натурализма, поскольку утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое.

В каком направлении идет общее развитие язычества? Становится оно все более “языческим” или же в нем происходит какой-то положительный процесс возвращения к “невидимому Богу” (Деян. 17:23)?

Является неоспоримым, что в язычестве всегда были люди, которые “искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли” (Деян. 17:27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве “совершался положительный религиозный процесс” [7]. Ибо, как писал св. Иустин Философ, “у всех есть семена Истины” [8] и “Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные” [9].

Понятием “язычество” в христианстве выражается, в первую очередь, то “ветхое”, наследственное начало в человеке, которое, возникнув в результате его отпадения от Бога, затем, в процессе истории, выявляется и развивается в различных формах и видах. Человек в настоящем состоянии, по христианскому учению, представляет собой не естественно-нормальное существо, но глубоко поврежденное и по душе, и по телу. В нем добро смешано со злом, “новое” с “ветхим”, и требуется постоянная, сознательная духовно-нравственная работа личности, чтобы стать полноценным, “новым” (Еф. 4:24) человеком.

Язычество, таким образом, есть, прежде всего, такое направление жизни, которое характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Поэтому оно включает в себя как различные религии и мировоззрения, так и всех тех людей, в том числе и христиан, которые живут “по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Ибо в каждом человеке живет по природе христианин и язычник. И только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином. В противном случае, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, он может в полном смысле слова оказаться настоящим богопротивным язычником: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21).

  • Проф. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. VI. Язычество
    • http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=887

[1] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674.

[2] Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35

[3] Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169.

[4] Татиан. Речь против эллинов, 30. М. 1863, с. 170.

[5] Татиан. Речь против эллинов, 2. М. 1863, с. 161-162.

[6] Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. С. 56

[7] Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев-Посад, 1917. С. 323.

[8] Апология. 1,7 // Памятники древней христианской письменности: В 7 т. Т. 4. М., 1860-67. С. 25.

Источник:
Дерево древо
Термин “язычество” происходит от церковнославянского слова “язык”, означающего “народ”. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и
http://drevo-info.ru/articles/5627.html

Дерево древо

Помощь — что нужно знать в первую очередь для присоединения к проекту создания энциклопедии «Древо»

Если такой ссылки Вы не нашли, есть два способа создать новую статью: простой и лучший.

Лучший вариант: зайти в родственную статью, где упоминание Вашей будущей статьи будет уместным и поместить туда немного информации, касающейся Вашей будущей статьи, с проставлением ссылки на нее. А потом уже переходить по этой ссылке к созданию желаемой статьи, т.е. от общего к частному. Это утомительнее, но и результат будет лучшим.

Самый простой вариант: в форме «Переход» введите название статьи и нажмите «>>». Если статьи не существует, вам будет предложено ее создать.

Если у описываемого в статье человека нет отчества или среднего имени, следует держаться формата Фамилия Имя. Это желательно делать только когда отсутствие среднего имени известно наверняка.

Исключением являются имена монахов, их следует записывать в виде: Имя (Фамилия). Правильным будет также употребление общепринятых приставок к имени конкретного человека: Григорий Богослов, Иона Московский, Иуда Искариот.

Не следует в названии статей употреблять духовных и светских званий и титулов: архим., свт. и т.п. Исключением является ситуация, когда полностью совпадают имена. В этом случае создается одна статья с перечислением всего списка тезок со ссылками на статью о каждом из них. Уникальность названий статей в таких случаях будет достигаться добавлением к имени годов жизни (в скобках через дефис), либо, прибавлением (через запятую) духовного или светского звания.

Если именем географического объекта также названо что-то другое, то следует решить, что важнее и известнее, а после названия статьи о менее важном объекте поставить уточнение после запятой.

Почему в «Древе» используется старый календарный стиль

При создании новой статьи вносите ключевые года/даты этой статьи в Календарь/Хронологию. В Календарь следует заносить только факты и события, относящиеся к Православию, а в Хронологию можно заносить все значимые исторические события.

Основные критерии для разметки даты/года в статьях по персоналиям: рождение, кончина, год возведения в наивысший сан и/или другие важные события.

Статья года состоит из разделов: «События», «Скончались», «Родились»; названия разделов оформляются как «Заголовок», после чего списком оформляются указываемые даты/года.

Календарная статья состоит из разделов «Память», «События», «Скончались», «Родились»; оформление аналогично статьям о годе. Раздел «Память» наполняется по следующим принципам:

  1. память в официальном календаре Русской Православной Церкви — обычный текст
  2. память в святцах иных автокефальных или автономных Церквей, либо отдельных православных епархий — после текста указывается сокращённое название Церкви/епархии в скобках
  3. память в официальных изданиях «Минеи», «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний» Русской Православной Церкви, отсутствующие в официальном календаре — текст курсивом
  4. память в неофициальных православных источниках — после текста указывается историческая область почитания в скобках

Приоритет имеют верхние уровни. Т.е., если память (памяти) святого зафиксирована на одном из уровней 1-4, то добавляем в календарь все памяти, найденные на данном уровне, а памяти из нижеследующих уровней в календарь уже не вносятся, ранее добавленные — удаляются.

Рекомендуемые интернет-источники указаны на странице Источники.

Все изменения, вносимые в энциклопедию, проверяют модераторы. Иногда на рассмотрение новых редакций уходит много времени, особенно если внесенные изменения требуют дополнительной проверки. Вы получите уведомление о решениях модераторов, касающихся ваших правок, через систему уведомлений на сайте. Число непрочитанных уведомлений показано рядом с вашим именем в шапке сайта, кликом по нему можно перейти на страницу уведомлений.

Также вы можете подписаться на изменения в текстах статей, новостей и на новые сообщения форума. В этом случае Вы будете получать уведомления не о судьбе каждой правки в отдельности, а об итоговом изменении подтвержденных текстов. Оформить подписку или отписаться можно нажатием одноименной кнопки на странице статьи, новости, темы форума, либо на вкладке “Подписки” вашей пользовательской странички.

Новые уведомления автоматически рассылаются с сайта по электронной почте. Вы можете ограничить число писем или отключить посылку уведомлений через настройку “Рассылка уведомлений” в профиле пользователя.

Источник:
Дерево древо
Помощь — что нужно знать в первую очередь для присоединения к проекту создания энциклопедии «Древо» Если такой ссылки Вы не нашли, есть два способа создать новую статью: простой и лучший.
http://drevo-info.ru/articles/62.html

COMMENTS