Емкость кислородного баллона

Баллоны кислородные

Освидетельствование баллонов проводят в соответствии со специальными методическими указаниями Госгортехнадзора. При освидетельствовании осуществляют внутренний осмотр, измеряют массу баллона, проводят гидравлические испытания и обезжиривание. Осматривают баллоны для выяснения состояния их стенок, наличия коррозии, трещин, вмятин и т.д. При этом оценивают возможности дальнейшей эксплуатации. Измерение массы и емкости баллона проводят с целью оценки возможного утонения его стенок вследствие коррозии и других явлений. При потере массы более чем на 5 % и увеличении емкости более чем на 1,5 % баллоны используют при сниженном давлении. При потере массы более чем на 20 % или увеличении емкости более чем на 30 % баллоны не допускают к дальнейшей эксплуатации.

Перед присоединением к рампе баллон осматривают с целью оценки пригодности его к работе. Особое внимание обращается на чистоту поверхностей вентиля и баллона и сроки освидетельствования, а также на наличие в баллоне остаточного давления. При отсутствии остаточного давления наполнение баллонов кислородом запрещается. Баллоны, признанные пригодными к наполнению, устанавливают и прикрепляют к рампе. После этого их резко продувают и присоединяют к наполнительному устройству (накидной гайке или специальному хомуту). Номера присоединенных баллонов записывают в специальный журнал.

Меры безопасности при возникновении утечки в кислородном баллоне

Меры безопасности при перемещении кислородных баллонов

При перемещении баллонов не следует допускать ударов их друг о друга и падения. Надо учитывать, что центр тяжести баллона находится достаточно высоко, поэтому возможно падение баллонов при установке их на неровном месте. Для исключения травматизма, связанного с падением баллонов, хранить их надо в закрытых ячейках, а при наполнении газом прикреплять к стойке. Необходимо отметить, что травматизм, связанный с падением баллонов, доминирует в несчастных случаях при их наполнении и использовании.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации кислородных баллонов

Эксплуатация, хранение и транспортировка кислородных баллонов

Баллоны с сжатыми газами относятся к опасным грузам. Классификация их по степеням опасности производится согласно ГОСТ 19433-81 «Грузы опасные», а особенности их транспортировки изложены в «Правилах перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких». Перевозить наполненные баллоны нужно на рессорном транспорте или автокарах в горизонтальном положении с обязательными прокладками между ними. Перевозка баллонов в вертикальном положении допускается только в специальных приспособлениях, исключающих удары и падения. При перевозке и при погрузочно-разгрузочных работах должны быть исключены удары баллонов друг о друга, их падение и повреждения. На баллонах при перевозке должны быть установлены предохранительные колпаки.

Инструкция по охране труда при эксплуатации, хранении и транспортировке кислородных баллонов

I. Общие положения.

1. Настоящая инструкция определяет основные требования предъявляемые к эксплуатации, хранению и транспортировке кислородных баллонов, используемых на предприятии.

2. Инструкция составлена на основании требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных 18.10.94 г., Комитетом Госнадзорохрантруда, «Правил перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода, сжатых и жидких», а также других нормативных документов.

3. Требования настоящей инструкции распространяются на баллоны, емкостью 40 л, предназначенные для хранения и транспортировки кислорода.

4. К работам, связанным с эксплуатацией, транспортировкой и хранением кислородных баллонов, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, прошедшие проверку знаний в объеме настоящей инструкции и имеющие соответствующую запись в удостоверении о проверке знаний.

5. Периодическая проверка знаний персонала, занятого эксплуатацией и хранением кислородных баллонов производится не реже одного раза в год.

6. Внеочередная проверка знаний проводится в случае изменения требований настоящей инструкции, их нарушения, по требованию представителей Госнадзорохрантруда или лиц ответственных по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией баллонов, назначенных в каждом подразделении предприятия из числа лиц ИТР.

7. Повторный инструктаж по ОТ персонал, занятый работами, связанными с эксплуатацией и хранением кислородных баллонов проходит не реже одного раза в месяц в объеме требований настоящей инструкции.

8. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию кислородных баллонов оформляется распорядительным документом по предприятию.

9. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, противоречащих требованиям вышеуказанных правил и настоящей инструкции не допустимо.

10. Требования настоящей инструкции обязательные для выполнения всеми работниками предприятия, занятыми эксплуатацией, хранением и транспортировкой кислородных баллонов.

11. Работники, допустившие нарушения требований настоящей инструкции, несут персональную ответственность, не зависимо от того, привело ли нарушение к авариям или несчастному случаю с людьми. Должностные лица отвечают также за нарушение требований данной инструкции, допущенные их подчиненными. В зависимости от характера нарушений указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

12. Для обеспечения содержания кислородных баллонов в исправном состоянии и обеспечения безопасных условий работы с ними приказом по предприятию из числа ИТР, прошедших в установленном порядке проверку знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» и требований настоящей инструкции в каждом подразделении эксплуатирующих кислородные баллоны назначается лицо ответственное за исправное состояние и безопасную их эксплуатацию, которые должны:

1.12.1.Вести надлежащий учет всех поступающих в подразделение кислородных баллонов.

1.12.2.Обеспечить содержание баллонов в исправном и безопасном состоянии.

1.12.3.Обеспечить обследование баллонов обученным и прошедшим проверку знаний персоналом.

1.12.4. Обеспечить выполнение обслуживающим персоналом требований настоящей инструкции.

1.12.5. Своевременно сдавать баллоны эксплуатируемые в подразделении для технического переосвидетельствования.

1.12.6. Периодически, не реже одного раза в квартал, проводить целевые проверки безопасной эксплуатации и хранения кислородных баллонов, находящихся в эксплуатации в подразделении.

1.13. Основными опасными и вредными производственными факторами, имеющими место при эксплуатации кислородных баллонов, являются следующие:

1.13.1. Интенсивно поддерживает горение.

1.13.2. Способствует воспламенению горючих материалов.

1.13.3. Взрывоопасность кислорода в смеси с парами топлива и газами.

1.13.4. Концентрация кислорода в воздухе окружающей среды более 23% способствует возгоранию одежды.

1.13.5. При концентрации более 40% представляет опасность для живых организмов, т.е. проявляется токсичное действие – поражение дыхательных органов, главным образом легких вплоть до их отека.

1.13.6.Смазочные вещества и жировые загрязнения поверхностей, контактирующие с кислородом, являются причиной загорания или при определенной толщине слоя, причиной детонационного взрыва.

1.13.7. Возможность накапливания кислорода при утечках газообразного кислорода в траншеях, колодцах и т.д. из-за того, что он тяжелее воздуха

1.14. Следует выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем, не расширяя ее объема.

II. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Убедиться в наличии на кислородном баллоне отчетливо видимых данных выбитых на заводе-изготовителе:

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— фактическая масса порожнего баллона с точностью до 0,2 кг;

— дата (месяц, год) изготовления и следующего освидетельствования;

— рабочее давление (кгс/см2).

— пробное гидравлическое давление (кгс/см2).

— вместимость баллона с точностью до 0,3 л.

— клеймо ОТК предприятия-изготовителя круглой формы диаметром 10 мм.

2.2. Установить кислородный баллон, исключив воздействие на него прямых солнечных лучей.

2.3. Убедиться в укомплектованности и исправности кислородного баллона, наличии на нем соответствующей надписи «Кислород».

2.4. Очистить вентиль баллона от окалины, пыли, песка, масляных пятен в случае наличия их на нем.

2.5. Убедиться в отсутствии разгерметизации узлов, соединительных деталей.

2.6. Транспортировка кислородных баллонов разрешается только на рессорных транспортных средствах, а также на специальных ручных тележках и носилках.

2.7. Получить инструктаж по безопасному выполнению работ.

2.8. Удалить с рабочего места лишние предметы, мешающие выполнению работы.

2.9. Надеть спецодежду, спецобувь определенные отраслевыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви для данной категории работников.

2.10. Проверить исправность оборудования и приспособлений, используемых при выполнении работ.

2.11. О всех замеченных неисправностях оборудования и приспособлений сообщить непосредственному руководителю.

2.12. Перед присоединением редуктора к кислородному баллону проверить исправность входного штуцера и накидной гайки редуктора, убедиться в отсутствии на их поверхности масел и жиров, а также в наличии и исправности уплотняющей фибровой прокладки и фильтра на входном штуцере редуктора.

2.13. При хранении кислородных баллонов должны соблюдаться следующие требования:

2.13.1 Баллоны с кислородом могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.

2.13.2. Хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещено.

2.13.3.Баллоны с кислородом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления, др.отопительных приборов, печей и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем.

2.13.4 Наполненные баллоны должны храниться в вертикальном положении. Для предохранения от падения баллоны должны устанавливаться в специально оборудованные гнезда, клетки или ограждаться барьером.

2.13.5. Склады для хранения баллонов должны быть одноэтажными с покрытиями легкого типа, не иметь чердачных помещений. Стены, перегородки, покрытия складов должны быть из несгораемых материалов не ниже III степени огнестойкости. Окна и двери должны открываться наружу. Оконные и дверные стекла должны быть матовыми или закрашены белой краской. Высота складских помещений должна быть не менее 3,25 м от пола до нижних выступающих частей кровельного покрытия. Полы складов должны быть ровными с нескользкой поверхностью.

2.13.6. В складах должны быть вывешены инструкции, правила и плакаты по обращению с баллонами.

2.13.7. На предприятии должно быть назначено лицо, ответственное за хранение кислородных баллонов на складе, выдачу баллонов со склада и возвращение их на склад.

2.13.8. На складе где хранятся кислородные баллоны, должен быть журнал выдачи и возврата кислородных баллонов.

2.13.9. Выдачу и прием кислородных баллонов на складе должно выполнять лишь лицо указанное 2.13.7.

III. Требования безопасности во время работы с кислородными баллонами.

3.1. Не допускается попадания на кислородные баллоны различного вида масел, прикасаться к ним руками загрязненными маслом.

3.2. Проявить максимум внимания выполняемой работе, не отвлекаясь на выполнение другой работы и посторонними разговорами.

3.3. Содержать рабочее место в чистоте и порядке, не допуская его загромождения посторонними предметами.

3.4. Кислородные баллоны должны находиться на расстоянии не менее 5 м от источников тепла.

3.5. Не допустимо снятие предохранительного колпака с кислородного баллона ударами молотка, зубила и др.инструментом, могущих вызвать искру.

3.6. При нарушении технологического процесса или происшествии, несчастного случая, обнаружении неисправностей оборудования немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

3.7. Не допускать резкого открывания и закрывания вентиля, что может привести к самовоспламенению кислорода и выгоранию частей вентиля и редуктора.

3.8. Не производить ремонт вентиля, подтягивания резьбовых соединений при наличии кислорода в баллоне.

3.9. Не допускать падения кислородного баллона, переноски их на руках и плечах.

3.10. Не допускается хранение и перемещение кислородных баллонов без навинченных на их горловины предохранительных колпаков и заглушек на боковых штуцерах вентилей.

3.11. При транспортировке должны соблюдаться следующие требования:

3.11.1. К транспортировке кислородных баллонов допускаются рабочие в чистой, не имеющей следов масел и жиров спецодежде. Руки также не должны быть замаслены.

3.11.2. Транспортировка кислородных баллонов автомобильным транспортом производится в соответствии с \\\\\\\»Правилами перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода: сжатых и жидких\\\\\\\».

3.11.3. Транспортировка кислородных баллонов разрешается на рессорных транспортных средствах, а также на специальных ручных тележках и носилках.

3.11.4. При погрузке кислородных баллонов на тележку и снятии с нее необходимо принять меры, препятствующие самопроизвольному ее движению.

3.11.5. При бесконтейнерной транспортировке кислородных баллонов должны соблюдаться следующие требования:

— на баллонах должны быть до отказа навернуты предохранительные колпаки;

— баллоны должны укладываться в деревянные бруски с вырезанными гнездами, обитыми войлоком или другим мягким материалом;

— при погрузке более одного ряда баллонов должны применяться прокладки на каждый ряд для предохранения их от соприкосновения друг с другом. Допускается применять в качестве прокладки пеньковый канат диаметром не менее 25 мм и кольца из резины толщиной не менее 25 мм;

— баллоны должны укладываться только поперек кузова автомобиля вентилями в одну сторону – правую по ходу машины;

— укладка баллонов допускается в пределах высоты бортов;

— при погрузке и разгрузке не допускается сбрасывание баллонов и удары их друг о друга, а также разгрузка вентилями вниз;

— запрещается погрузка баллонов на автомобили и другие транспортные средства при наличии в кузове грязи, мусора и следов масел;

— разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением, препятствующим возможным падениям;

— совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов на всех видах транспорта запрещена;

— в летнее время перевозимые баллоны должны быть защищены от солнечных лучей брезентовым или другим покрытием;

— лицом ответственным за перевозку кислородных баллонов является водитель транспортного средства;

— допустимая скорость движения автомобиля перевозящего кислородные баллоны 60км/час;

— в условиях плохой видимости (туман, дождь, снегопад и т.д.) до 300 м перевозка кислородных баллонов запрещена;

— запрещается перевозка людей в одном кузове с заправленными кислородными баллонами.

3.11.6. Перемещение кислородных баллонов на незначительные расстояния в пределах одного рабочего места разрешается производить путем осторожной его кантовки в вертикальном положении с небольшим наклоном. Перемещение баллона с одного помещения в другое, даже смежное, должно производиться на специально приспособленных тележках или носилках, обеспечивающих безопасную переноску баллонов.

IV. Требования безопасности по окончании работы.

4.1. После окончания работы оставлять кислородные баллоны на рабочем месте запрещено.

4.2. После окончания работы от баллона должен быть отсоединен редуктор, вентиль баллона плотно закрыт и навинчен предохранительный колпак, после чего баллон убирается в специально отведенное для его хранения место.

4.3. Удалить с рабочего места инструмент и приспособления, при помощи которых производились работы.

4.4. Сообщить непосредственному руководителю о всех замеченных при производстве работ, неисправностях инструментов и приспособлений.

4.5. Вымыть руки теплой водой с мылом, а при возможности принять душ.

V. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

5.1. Кислородные баллоны, у которых при осмотре поверхности выявлены трещины, вмятины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, выщербления, износ резьбы горловины, а также на которых отсутствуют некоторые паспортные данные выбраковываются.

5.2. Если в результате очистки паспортные данные баллона видны, неудовлетворительно потребителю запрещается набивать их самостоятельно. В этом случае баллон должен быть направлен на предприятие наполнитель.

5.3. Если при закрытии вентиля (при продувке баллона или проверки наличия остаточного давления в нем, или просто в процессе использования баллонов) оборвется шпиндель (шток) необходимо оторвавшуюся \\\\\\\»головку\\\\\\\» и сам баллон возвратить лицу выдавшему баллон, поставить в известность о неисправности баллона непосредственного руководителя и не в коем случае не предпринимать никаких попыток ремонта вентиля самостоятельно.

5.4. В случае когда из-за неисправности вентиля кислород содержащийся в баллоне не может быть использован, баллон должен быть возвращен на наполнительную станцию и на нем наносится подпись «Осторожно! Полный» и направляется соответствующее сопроводительное письмо с указанием заводского номера этого баллона.

5.5. В случае полного срабатывания кислорода из баллона, последний должен направляться на наполнительную станцию в мастерскую по ремонту и испытанию баллонов.

5.6. Потребители кислорода, виновные в нарушении правил обращения с баллонами снимаются с обеспечения кислородом на период разбора и устранения нарушений и принятия мер воздействия к виновным.

5.7. При возникновении ситуаций, которые могут привести к несчастному случаю или аварии, следует немедленно прекратить все работы и сообщить об этом непосредственному руководителю.

5.8. При возникновении возгорания немедленно приступить к его ликвидации первичными средствами пожаротушения, а при необходимости вызвать пожарную охрану.

5.9. При несчастном случае с персоналом немедленно приступить к оказанию первой помощи пострадавшему, вызвав при необходимости скорую медицинскую помощь.

Источник:
Баллоны кислородные
Продажа кислородных баллонов в Екатеринбурге
http://www.promgaz96.ru/ballonyi-kislorodnyie.html

Емкость кислородного баллона

§ 3. Баллоны. Кислородные баллоны. Ацетиленовые баллоны. Баллоны для сжиженных газов. Баллон для пропана.

Характеристики баллонов используемых при газопламенной обработке металлов.

Для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением выше атмосферного применяют стальные баллоны различной емкости: от 0,4 до 55 л. Согласно ГОСТ 949-73*, баллоны изготовляют из бесшовных углеродистых или легированных стальных труб с условным давлением до 200 кгс/см 2 .

Для некоторых сжиженных газов (пропан, бутан, их смесей и др.), а иногда и растворенного ацетилена при рабочем давлении не выше 30 кгс/см 2 применяются сварные баллоны.

Кислородные баллоны (рис. 28). Газообразный кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах под давлением 150 кгс/см 2 .

Рис. 28. Кислородный баллон:

1- опорный башмак, 2 -корпус, 3 — кольцо, 4 — запорный вентиль, 5 — предохранительный колпак

Для приближенного определения количества кислорода в баллоне можно пользоваться формулой Vк=VбPк,

где Vк — количество кислорода в баллоне, л;

Vб — водяная емкость баллона, л;

Рк -давление кислорода в баллоне по манометру, кгс/см 2 .

Так, в полном кислородном баллоне количество кислорода равно: 40X150=6000 л, или 6 м 3 (при атмосферном давлении).

Ацетиленовые баллоны (рис. 29). Ацетилен в отличие от сжатых газов хранят и транспортируют в растворенном состоянии. Ацетиленовые баллоны выпускаются по ГОСТ 5948-60 и имеют те же размеры, что и кислородные. Кроме цельнотянутых баллонов из бесшовных труб применяются также сварные баллоны типа БАС-1-58, изготовляемые из углеродистой или низколегированной стали.

Рис. 29. Ацетиленовые баллоны:

а — бесшовный, б — сварной БАС-1-58; 1 — корпус, 2 — запорный вентиль, 3 — предохранительный колпак, 4 -газовая подушка, 5 — пористая масса с ацетоном, 6 — опорный башмак

Внутри ацетиленового баллона находится пористая масса с ацетоном 5. Пористая масса представляет собой зернистый активированный древесный уголь с размером зерен 1-3,5 мм марки БАУ (ГОСТ 6217- 74). На 1 л емкости баллона вводится 290-320 г активированного Угля. Ацетон (СН3СОСН3) вводится в баллон в количестве 225-300 г на 1 л емкости баллона. Он пропитывает пористую массу и при наполнении баллонов ацетиленом хорошо растворяет его.

Количество ацетилена в баллоне на заводах-наполнителях определяется взвешиванием его до и после наполнения. Для приближенного определения количества ацетилена в баллоне можно пользоваться формулой Va = 7VбPa,

где Vа — количество ацетилена в баллоне, л; 7 — коэффициент, учитывающий количество ацетона и растворимость ацетилена; Vб — водяная емкость баллона, л; Pа — давление ацетилена в баллоне по манометру, кгс/см 2 .

Так, в полном ацетиленовом баллоне количество газообразного ацетилена равно: 7X40X19=5320 или 5,32 м 3 (при нормальных условиях).

Баллоны для сжиженных газов (рис. 30). Для пропана и пропан-бутановых смесей используют сварные баллоны. Наибольшее применение имеют баллоны емкостью 50 л (на 23 кг газа), наружным диаметром 309 мм, толщиной стенки 4,5 мм и высотой 950 мм. Масса такого баллона 35 кг, рабочее давление в нем 16 кгс/см 2 .

Рис. 30. Баллон для пропана:

1 — корпус, 2 — днище, 3 — опорный башмак, 4 — подкладные кольца, 5 — верхняя сфера, 6 — вентиль, 7 — колпак, 8 — табличка паспорта баллона

Запорным устройством баллонов при наполнении, хранении и расходовании из них газов является вентиль.

Некоторые данные о баллонах приведены в табл. 13.

13. Некоторые данные о баллонах, используемых при газопламенной обработке металлов

Источник:
Емкость кислородного баллона
§ 3. Баллоны. Кислородные баллоны . Ацетиленовые баллоны. Баллоны для сжиженных газов . Баллон для пропана. Характеристики баллонов используемых при газопламенной обработке металлов.
http://delta-grup.ru/bibliot/24/22.htm

Изготовление и маркировка кислородных баллонов

Сжатые газообразные вещества применяются во многих сферах деятельности человека, поэтому производство газовых баллонов для различных целей налажено в промышленных масштабах. При этом стоит учитывать то, что для разных газов предусмотрена не только различная маркировка и цвет окраски, но и сама конструкция емкости отличается.

Чаще всего используется кислород, поэтому рассмотрим устройство и особенности баллона именно под этот газ.

Все существующие кислородные баллоны можно классифицировать по нескольким признакам:

  • Материал, из которого изготовлен баллон. Сегодня практикуется изготовление кислородных баллонов из стали, металлопластика, композитных материалов. Стоит сказать о том, что композитные баллоны появились на рынке сравнительно недавно, поэтому, несмотря на заверения производителей, они достаточно часто не способны работать длительное время под заявленным давлением.

Так в свое время такие баллоны поставлялись для изолирующих дыхательных аппаратов горноспасательной службы Украины, но в течение 5-6 лет практически весь баллонный парк такого типа был снят с оснащения. Конечно, технология их изготовления постоянно усовершенствуется, и в ближайшем будущем они смогут на равных конкурировать со стандартными стальными баллонами, которые сейчас используют чаще всего. Основное преимущество композитных баллонов, это их небольшая масса.

  • По емкости кислородные баллоны делят на следующие категории — малого объема (до 5 литров), среднего (до 20 л) большого (более 20 л). Транспортные кислородные баллоны обычно имеют емкость 40литров.
  • По рабочему давлению. Большинство кислородных малолитражных баллонов могут эксплуатироваться при давлении до 200 атмосфер, а транспортные до 150 атм. Некоторые производители могут предлагать модели с большим рабочим давлением.
  • Производство кислородных баллонов осуществляется из цельнотянутых стальных труб (легированная или углеродистая сталь). При изготовлении осуществляют обжатие верхней и нижней части заготовки, в результате чего получают выпуклое днище и горловину, в которой нарезается резьба для перекрывного вентиля.

    Для баллонов большой емкости предусмотрено изготовление специальной юбки (башмака), которая напрессовывается на днище при разогреве баллона. Эта деталь обеспечивает устойчивость емкости в вертикальном положении.

    В верхнюю часть баллона вкручивается перекрывной вентиль с резьбой для подсоединения кислородного шланга или трубопровода.

    Стоит сказать то, что маховичок вентиля для его открытия вращается против часовой стрелки.

    После того как баллон изготовлен, он в обязательном порядке проходит проверку на прочность, для чего выполняются гидравлические испытания при давлении в полтора раза превышающем рабочее.

    Согласно «Требований по эксплуатации сосудов, работающих под давлением» маркировка кислородных баллонов должна быть выполнена следующим образом:

    • Окраска голубого цвета.
    • Надпись кислород черного цвета. Если баллон предназначен для наполнения медицинским газом, добавляется соответствующая надпись.
    • Вся информация о баллоне выбивается в его паспорте, который размещен у горловины. Он содержит следующие данные — знак завода изготовителя, уникальный номер, дату изготовления или последней тарировки (гидравлического испытания), дату следующей тарировки в формате месяц-год, емкость, масса, рабочее и пробное давление, клеймо ОТК.

    Осторожно! Выбирая баллон, в первую очередь обращайте внимание на дату последней тарировки, кислородные сосуды должны проходить ее один раз в 5 лет. Эксплуатировать баллон, не прошедший гидравлическое испытание в установленные сроки запрещено. Так же нельзя наполнять баллон газом выше рабочего давления, кроме того, не допускается контакт вентиля баллона с маслосодержащими веществами, это может привести к взрыву.

    Помните, кислородный баллон — сосуд, работающий под высоким давлением, любое нарушение правил эксплуатации может привести к печальным последствиям.

    Источник:
    Изготовление и маркировка кислородных баллонов
    Классификация кислородных баллонов. Изготовление стальных кислородных баллонов. Окраска и маркировка баллонов согласно «Требований по эксплуатации сос
    http://steelguide.ru/svarka/svarochnoe-oborudovanie/izgotovlenie-i-markirovka-kislorodnyx-ballonov.html

    Использование и устройство кислородных баллонов для сварки

    Использование и устройство кислородных баллонов для сварки

    • Стандартные кислородные баллоны
    • Типы баллонов, предназначенных для транспортировки газа
    • Правила использования газовых баллонов

    Кислородные баллоны для сварки представляют собой стандартную металлическую емкость, предназначенную для транспортировки кислорода. Наибольшей популярностью в наше время пользуются те баллоны, которые подлежат свободному перемещению, что обеспечивает должную мобильность для сварочных постов.

    Кислородные баллоны используются как в сварочном деле, так и в медицине.

    Применяются кислородные баллоны не только для промышленных целей, но и для медицинских, особенно при поддержании людей, страдающих болезнями органов дыхания и в первую очередь бронхиальной астмой. Также кислород используется в энергетике, сельском хозяйстве, в очистке воды, предназначенной для питья, в горном деле, в пищевом и химическом производстве. Такое разнообразие применений диктует необходимость выпуска кислорода в двух вариантах. Это кислород технический и чистый. Чистый кислород применяется не только в медицине, из него делают кислородные коктейли. Востребован чистый кислород и в технологиях, требующих особо чистых материалов.

    Согласно государственному стандарту 949-73, газовые баллоны для сварки должны быть стальными сосудами цилиндрической формы с узкой горловиной и устойчивым днищем.

    Вверху должен быть помещен вентиль, который в целях безопасности закрывается специальным колпаком. В этих же целях вентили изготавливаются из латуни, поскольку она не горит в кислородной среде. Заглушки и маховички не соприкасаются с содержимым баллона, потому что они составляют наружные части запирающего механизма. По этой причине они могут быть выполнены из сплавов алюминия и даже из пластмассы. Все эти части входят в понятие комплектации баллонов.

    Днище снабжено башмаком, обеспечивающим устойчивое состояние в вертикальном положении. Газовый баллон не имеет швов и представляют собой широкую стальную трубу. Стандартный кислородный баллон имеет емкость 40 кубических дециметров. Однако есть и маленькие варианты вместимостью, например, 20, 13, 10, 5 и даже 1 литр, но требования стандарта в любом случае одинаковы.

    Поскольку по требованиям ГОСТа все газовые баллоны выполнены из прочной стали, их вес — это преимущественно вес самого сосуда, а не его содержимого.

    Для медицинских целей используются как большие баллоны на тележках, так и маленькие. В первом случае емкость не имеет футляра, но обязательно снабжена специальной тележкой. Во втором — может использоваться специальный пластмассовый футляр, повышающий как безопасность, так и мобильность использования. Кислородными баллонами должны быть обеспечены все машины скорой помощи, поликлиники и больницы.

    Все баллоны, в которых перевозят газы, должны быть в обязательном порядке сертифицированы.

    Типы баллонов, предназначенных для транспортировки газа

    Государственные стандарты предъявляют жесткие требования к состоянию и идентификации емкостей для перевозки газов, предназначенных для технических целей. Меры безопасности направлены на снижение вероятности повреждений и минимизации использования не того газа, который необходим для данных целей. Выше были описаны стандартные требования, снижающие вероятность повреждений. К ним относится цельнолитой цилиндр из углеродистой и легированной стали, колпак на вентиле и башмак на подошве. К идентификационным требованиям относятся маркировки и использование специального цвета для обозначения газа, содержащегося в сосуде.

    Окраска газовых баллонов.

    1. Кислородный баллон должен быть окрашен в голубой цвет, на котором хорошо видна надпись черной краской «кислород». Другие идентификационные данные выбиты на неокрашенной части емкости. К таким данным относится название производителя, индивидуальный номер, тип, вес в килограммах, дата изготовления, емкость в литрах, дата следующего испытания, допустимое давление; испытательное и рабочее (не более 3 атм); клеймо технического контроля производителя. Кислород находится в сосуде в сжатом виде.
    2. Ацетиленовые баллоны окрашены в белый цвет. Газ в них содержится в растворенном виде. Однако они отличаются не только цветом. Этот газ обладает повышенной взрывоопасностью, поэтому вмещающая его емкость заполнена пористым наполнителем, который впитывает в себя газ. В этом случае газ заполняет каждую пору, что существенно снижает риски при его использовании.
    3. Водород в сжиженном состоянии содержится в баллонах, окрашенных в темно-зеленый цвет.
    4. Баллоны с пропаном известны всем, поскольку в них доставляется населению природный газ для бытового использования. Они окрашены, согласно нормативным требованиям ГОСТ 15860-84, в красный цвет и, в отличие от кислородных баллонов, являются сварными. Поскольку пропан не обладает цветом и запахом, но представляет опасность для здоровья человека, в него добавляют вещества, имеющие характерный неприятный запах.
    5. Сжатый газ аргон помещен в сосуды, окрашенные в черный цвет.
    6. Черный цвет имеют емкости с азотом, но отличительной особенностью баллонов с азотом является поперечная полоса коричневого цвета.
    7. Полностью коричневые баллоны предназначены для транспортировки гелия.
    8. Углекислый газ (CO2) и просто воздух перевозятся в сжиженном виде в черных емкостях. В природе CO2 не имеет ни цвета, ни запаха, то есть он не может идентифицироваться органолептически. Для человека этот газ не представляет такой опасности, как, например, пропан, поэтому допускается его использование в естественном состоянии. В баллонах углекислый газ может быть трех сортов: второго, первого и высшего. Для сварочных работ газ второго сорта не используется.

    Сложная система цветовой дифференциации баллонов для перевозки газов позволяет в любых условиях быстро найти нужную емкость и избежать ошибок.

    Транспортировка кислородных баллонов должна осуществляться в специальных тележках.

    Сварка — явление опасное, поскольку связана с использованием взрывоопасных и токсичных веществ. По этой причине кислородные баллоны, перевозимые на автомобилях, должны обязательно помещаться в специальные стеллажи из дерева, металла или пластмассы. Такие стеллажи амортизируют и снижают вероятность повреждений баллонов при тряске на сложных дорогах. Особенно следует обращать внимание на возможность сосудов, содержимое в которых находится под давлением, ударяться обо что-то твердое.

    На объекте производства сварочных работ кислородные баллоны должны перемещаться в специально оборудованных тележках. Когда ведутся сварочные работы, они должны находиться на расстоянии 5 метров и больше от сварочного аппарата и от любого источника открытого огня. Следует избегать и длительного попадания прямых солнечных лучей. Защищать его необходимо и от любых осадков. Сам кислород не взрывается, но его контакт с отрытым огнем может вызвать усиление горения вплоть до взрыва. Самовозгорание, а иногда и взрыв возможны и при контакте с горюче-смазочными материалами.

    Для поступления кислорода при сварке давление регулируется автоматически с помощью редуктора. С его помощью обеспечивается безопасность людей, работающих со сваркой, поэтому загрязнять редуктор нельзя ни в коем случае, особенно веществами, способствующими закупорке малых отверстий, например, жиром и маслом.

    Давление сжатого кислорода в сорокалитровой емкости должно составлять 150 кгс/кв.см. При использовании газа необходимо следить за динамикой давления. Как только давление упадет до 1 кгс/кв.см, пользоваться таким баллоном нельзя, поэтому его необходимо отправить в место хранения, но перед этим его нужно законсервировать. Для этого необходимо закрыть вентиль, снять редуктор, на вентиль навертеть заглушку и надеть колпак. Запрещается полное использование кислорода в баллоне, поскольку в этом случае сложно будет определить количество и вид газа на предприятии, занимающемся заправкой баллонов.

    Одной из форм защиты работников является аттестация сварочного оборудования, в том числе и баллонов. Использовать можно только аттестованные баллоны. Такая проверка проводится на предприятиях по производству новой продукции или на станциях по перезарядке.

    При работе с техническим и чистым кислородом следует помнить, что, несмотря на благоприятное его воздействие на человека, можно получить обморожения, а при длительном вдыхании чистого кислорода — поражение не только верхних дыхательных путей, но и легких.

    Источник:
    Использование и устройство кислородных баллонов для сварки
    Кислородные баллоны для сварки представляют собой стандартную металлическую емкость, предназначенную для транспортировки кислорода. Наибольшей популярностью в наше время пользуются те баллоны, которые подлежат свободному перемещению, что обеспечивает должную мобильность для сварочных постов.
    http://expertsvarki.ru/oborudovanie/kislorodnye-ballony-dlya-svarki.html

    COMMENTS