Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни человека

Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек — спасение его души.

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

1) Гедонизм. Гедонизм — (от греч. hdouh — наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.

2) Аскетизм. Аскетизм — (от греч.aschthz — упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма — свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.

3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – ( от греч. eudaimonia — счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.

4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни — в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.

5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму — совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.

6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек — высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.

Смысл жизни — понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том — стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого».1 Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это — стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл,, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь — ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние — небытие, смерть. Человек — лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».1 Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.

Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть — начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники — в ад.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

1) человек — часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;

2) человек — человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.

Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос — живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек — часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.

3. Человек — субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность — сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.

Источник:
Проблема смысла жизни человека
Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки
http://studopedia.ru/19_16070_problema-smisla-zhizni-cheloveka.html

Проблема смысла жизни человека

В заключение перечислим несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека.

Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья (греч. – эвдемония), которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий. Частной формой эвдемонизма является гедонизм, определяющий счастье как наслаждение (греч. – гедойнэ), которое тем самым и становится смыслом жизни. Однако наслаждение здесь мыслится в первую очередь не чувственным, а нравственным и интеллектуальным.

Альтруизм (лат. alter – другой), напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов.

Через самоотречение осмысливает жизнь человека и любая последовательная религия, ставящая целью спасение в потустороннем мире. Однако сотериологическая (сотер – греч. спаситель) точка зрения лишает земную жизнь самостоятельной ценности, подчиняя её достижению вечной жизни.

Наконец, стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды.

Источник:
Проблема смысла жизни человека
Исходным пунктом для постановки проблемы человеческой жизни является осознание человеком своей конечности, смертности. Как правило, это происходит при наблюдении смерти другого, опыт собственной…
http://www.filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-teorii-filosofii/571-problema-smysla-zhizni-cheloveka

Реферат: Проблемы смысла жизни

Тип: реферат Добавлен 02:11:48 29 декабря 2010 Похожие работы

Просмотров: 888 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

МОУ "Арская средняя общеобразовательная школа №2"

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Проблемно-реферативная исследовательская работа

Рузиля Айратовна, ученица

9 Г класса МОУ "АСОШ№2"

учитель I квалификационной

категории, учитель истории

и обществознания АСОШ№2

Я верю, что каждый из нас пришёл в этот мир с каким-то жизненным предназначением. Распознать, осознать и отнестись к этому предназначению с уважением — возможно, самый важный поступок, который совершают преуспевающие люди. Они находят время понять, зачем они здесь, и со страстью и энтузиазмом этому следуют.

Человеку, как правило, мало просто жить. Ему (человеку) хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".

С древнейших времен человек не только заботился о своем благосостоянии, но и ищет ответы на вопросы: "Что такое человек?", "Откуда он взялся?" и, главный вопрос "Для какой цели человек есть на земле?". Эти вопросы мучают людей уже не одно тысячелетие.

Они не имеют общечеловеческого ответа, но каждый человек за свою жизнь находит индивидуальный ответ. Этим ответом можно воспринять идеал.

Идеал — представление людей о должном, желанном, совершенном, наилучшем в человеке, обществе, а также в различных сферах жизни — экономической, политической, социальной, научной, нравственной, эстетической и т. д. Идеалы выражают неудовлетворенность людей своей жизни, стремление привести в соответствие то, что существует, и то, что, по мнению людей, должно быть.

Содержание идеалов всегда имеет конкретно-исторический характер и связано не столько с уровнем знаний, достигнутых обществом, сколько с существующей в нем системой ценностей.

Ценность — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежелательного, неважного, ненужного, вредного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящий ей.

Конечно, каждый человек ставит перед собой цели и видит смысл своей жизни в достижении самим же поставленных целей. Но, смысл жизни — есть совокупность поставленных целей человека и достижение основного результата, то есть результата возможного воспринять в качестве положительного итога жизни.

В каждой ситуации, в каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, какой бы неожиданной и непредсказуемой ни была жизнь. Смысл жизни можно обрести через переживание, всем сердцем отдаваясь красоте мира, через созидание, посвящая себя какому-то делу или человеку. Ценности переживания и созидания – это средства, с помощью которых мы осмысленно преобразуем свою жизнь.

Современному человеку легко затеряться в круговороте жизни и сложно обрести цель, поскольку в нашем мире все меняется с поразительной быстротой: ценности, представления, взгляды. Существует множество мнений о смысле жизни человека. Кто-то утверждает, что надо жить ради детей, кто-то — ради добра, ради любви, кто-то говорит – «надо брать от жизни все, ведь живем один раз». Восточная мудрость ориентирует нас на рождение и воспитание сына, постройку дома и посадку дерева. Многие ищут славы, удовольствий, богатств.

Каждый человек имеет право ответить на вопрос: "Что главное в моей жизни? Для чего я живу?" Я тоже пытаюсь найти ответ. Именно для этого мне нужно изучить, что такое смысл жизни и как ответили на этот вопрос другие люди (мои сверстники). По этому я провела социологический опрос в АСОШ №2.

При попытке рассмотреть это понятие можно выделить несколько подходов к нему.

Смысл жизни может восприниматься по-разному, например:

1. смысл жизни нельзя найти, его можно создать только для самого себя, то есть поставив перед собой цель, можно преобразовать его в смысл жизни.

2. Стремление осмыслить жизнь – это стремление выбрать себе ценность выживания. Считается что мы понимаем ценность жизни, только потеряв что-то, что является истиной ценностью для нас.

3. Смысла жизни не существует, ибо жизнь сама есть смысл.

Можно выделить три основных уровня смысла жизни:

— общий, запредельный уровень смысла жизни. Жизнь можно осмыслить только в сопоставлении со смертью; такой смысл жизни ищут романтики (воины, писатели и философы)

— ценности общества и культуры – наиболее распространенные рамки смысла жизни человека.

— Ценности самовыражения собственного Я.

Согласно марксистской точке зрения, существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, ее ценность.

Если человек внимательно заглянет в себя, то увидит сопротивление обретению смысла. Оно, прежде всего, выражается в сопротивлении всему, что связано с религией, что может говорить о Боге и о бессмертии. Причем человек чаще всего даже сам не понимает, почему он сопротивляется именно этому.

Рассмотрим три самые распространенные версии смысла жизни.

1. Религиозная версия смысла жизни.

Несмотря на множество религий, практически все их учения сводиться к тому, что земная жизнь человека сама по себе бессмысленна. Люди воюют, страдают, болеют и умирают, кругом зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют идее вечности, добра, справедливости и идея Бога как источника всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни стоит в том, что существует Бог и бессмертная душа. Они открывают для нас перспективу прекрасной вечности и привносят осмысленность в суетливую и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл обретает тот, кто повернулся сердцем к вечному, озаряющему наш короткий век божественным светом.

Рассмотрим основные мировые религии:

· Христианство — крупнейшая из мировых религий, приверженцы которого поклоняются Христу как Сыну Божьему. Первоначально христианство было гонимо, но в начале IV века стало государственной религией Римской империи. Христианство обязывает веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа — Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни.

· Ислам — или мусульманство одна из мировых религий, у истоков ислама стоял Мухамед, которого мусульмане чтут как пророка, посланного Богом — Аллахом. Основы вероучения и культа ислама изложены в Коране и Сунне. Главное в исламе — почитание Аллаха как единственного истинного Бога, создавшего небо, землю и человека, и признание Мухаммеда его пророком. Приверженцы ислама веруют в предопределение Аллахом судеб мира и человека, в загробную жизнь, в конец света и Страшный суд.

· Буддизм — одна из мировых религий, центральное место в которой занимает учение о четырех истинах: "Жить — значит страдать"; "Причина страданий — желания", "Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний", "Путь избавления от желаний — следование учению Будды". Реализация этих истин приведет верующего к главной цели его жизни — нирване, понимаемой как состояние абсолютного покоя и полнейшего отрешения от любых желаний. Буддизм рассматривает мир как поток мельчайших идеальных частиц — дхарм, сочетание которых образует все существующее, в том числе человека.

Бог поселил личность со свободой выбора — человека — на земле и снабдил его всем необходимым для того, чтоб человек сам, осмысленно и свободно сделал свой выбор: с кем он хочет проводить вечность.

2. Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни.

В соответствии с этим подходом жизнь сама по себе бессмысленна. Человек должен сознательно принять бессмысленность жизни и жить, выражаясь словами французского экзистенциалиста Альбера Камю, " не отрывая глаз от абсурда". Существование человека превращается в противостояние абсурду, которое выражается в чувственном проживании каждого момента жизни, которая может оборваться в любую минуту.

3. Безрелигиозная гуманистическая версия смыла жизни.

Согласно идее последователей этой точки зрения смысл человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может отменить смерть, но он может сам придать смысл собственной жизни. Тогда она из слепого течения превращается в истинное искусство, где каждый раскрывает свои лучшие способности, проявляется как неповторимая индивидуальность. Смысл жизни для этой категории общества — понятие какое-то условное, смысл они подменяют целями. Логичного и неоспоримого смысла бытия они не приводят.

Современная молодежь в большинстве своем атеисты, но в трудные минуты все вспоминают о Боге. Все же находятся люди, которые находят смысл жизни в служении Богу, как единственный выход. Вера им помогает, цель достигается. Очевидно, что смысл своего существования волновал уже пралюдей с момента появления у них проблесков самосознания. Поиск смысла жизни послужил одной из главных причин возникновения религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. Поэтому представляется закономерным, что адекватное понимание смысла жизни в будущем придёт на смену религии.

Вопрос о том, почему человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должно трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье — не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.

Современное отношение к смыслу жизни

Нельзя забывать и о том, что со сменой времен, меняются и представления человека о смысле и цели жизни.

Так как эта проблема требует ответа у каждого человека, ответ будет зависеть только от наших личных убеждений, которые в свою очередь складываются из нашего образа жизни и своей судьбы.

Образ жизни — это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Образ жизни — это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индивида. Состоит образ жизни из качества жизни, условия жизни, концепции жизни и стиля жизни. Из условий нашего существования; вещественной среды: жильё, работа транспорт, сфера медицинских и образовательных услуг, бытовое обслуживание, отдых, социальные гарантии и обеспечение, и природную среду обитания; системы философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях.

Цели и мечты, а главное способ их достижения у жителей мегаполисов резко отличаются от целей и мечтаний жителей глухих деревень. Но кроме этого сильно отличаются цели людей из разных слоев общества. Человек с детства привыкший к роскошной жизни не будет мечтать о кабриолете, как в прочем и человек из самых низов общества. Так как для одного из них машина, даже самая шикарная, не является мечтой из-за доступности, а для другого такой шик непростительная роскошь, цели мельче и приземлений.

Что же такое своя судьба? Это наше высшее предназначение. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем своей судьбе.

Достижению желаний и мечтаний мешают четыре основных препятствий:

1. Человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо.

2. Любовь. Человек знает, что хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдание своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед.

3. Страх неудачи и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде "ну и ладно, не очень-то и хотелось".

И когда человек замечает, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко, его поджидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни. Как писал Оскар Уайльд, "люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего". И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал вся жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Только одно делает исполнение мечты невозможным — это страх неудачи.

Вопрос о смысле жизни так или иначе встает перед каждым человеком — если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни — и стремится найти его.

В школе был поведен социологический опрос среде старшеклассников. Респондентам было задано три вопроса:

1. Какая ближайшая цель вашей жизни?

2. В чем смысл жизни?

3. Что является для вас главными ценностями в жизни?

Большинство опрошенных считают что: ближайшая их цель благополучное окончание школы, сдача выпускных экзаменов. Но при этом многие желают создать семью и получить высшее образование.

Смыслом жизни респонденты считают создание семьи, быть востребованными на любимой работе, многое увидеть и прочувствовать в жизни.

В пункте о главных ценностях практически полное согласие: родители, семья, здоровье.

Вывод: подростки 15-17 лет полностью осознают важность своей роли в обществе. Желая счастливой жизни, имея свои цели, и планомерно их достигать.

Социальные, экономические, интеллектуальные проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения. Например: всемирная информатизация и компьютеризация позволяют современному человеку идти в ногу со временем. Однако особую тревогу вызывают влияние, зависимость человека, в частности подрастающего поколения, от компьютеризации, что ведет к отчужденности, цинизму, духовной опустошенности многих подростков.

Подростки осознают разнообразие складывающихся у них представлений о смысле жизни, возможность их обогащения в процессе взросления и овладения опытом, необходимость преодоления трудностей в реализации смысла своей жизни.

Необходимо обратить внимание на сугубо индивидуальный личностный характер поиска и обретения смысла жизни и деяний каждого человека.

Каждый сам решает кем стать кем им стать, пожертвовать чем либо или не стоит.

Часто нам приходиться слышать: "Довела его плохая компания, плохие люди во всем виноваты! Они заставили его курить, пить. А кололи дрянью насилу!" Разве это правда, разве кто-то может заставить добровольно пить алкогольные напитки. Разве можно заставить или запретить человеку делать что-то против его воли. Воля и желание человека самое сильное в этом мире.

Конечно, я понимаю, что ознакомившись с моей работой, человек не начнет изменять свою жизнь. Все же, я надеюсь что хотя бы один человек пересмотрит свой взгляды на жизнь или, по крайней мере, задумается о том для чего он живет и полностью ли раскрыл все свои возможности (знает ли о неограниченности возможности личности).

Когда человек живет осмысленно — ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, — это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя — это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, — хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

Жить хочется, и умирать большинству страшно, люди готовы все отдать за лишнюю минуту жизни. Философы, пытающиеся определить смысл бытия, не дали человечеству вразумительные ответы. Вольтер, безбожник и герой при жизни, страшно струсил перед смертью и позвал священника. Ницше, высмеивающий Библию, со своей теорией сверхчеловека возомнил себя сверхчеловеком, способным изменить мир, и… отправился на остаток жизни, на одиннадцать лет в больницу для сумасшедших.

Например Максим Горький говорил: «Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие», «В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь»

Проблема поиска жизни существует уже много столетий, остается актуальной и по сей день. День за днем каждый человек решает по-своему важные проблемы: С кем дружить? Куда идти? Да и что вообще делать завтра? Кого любить и кого ненавидеть? И еще много подобных поблеем. И от каждого ответа зависит каждый следующий, и складывается ответ на вечный вопрос "Для чего я живу на земле?"

Выполняя эту работу я поняла, что нужно отличать истинные ценности от простых и пустых примитивных мечтаний. Но поставив себе цель, я точно буду знать как ее достичь, и не одно препятствие и не один человек не будет в силах мне помешать. Так как не достигнув своей цели или отказавшись от нее можно жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Нельзя при этом забывать, что как бы не были прекрасны цели они подлежат корректировки в течении всей жизни, потому что с возрастом наши представления о жизни и ее смысле меняются. Мне кажется, что каждый из нас должен в один день задать себе вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»

Жизнь нужно прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Алхимик/ Коэльо Пауло/2003.-232 с.

Обществознание/А. А. Двигалева/ 2006.-496 с.

Обществознание: весь курс/ И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова/ 2007.-352 с.

Философия: 100 вопросов — 100 ответов/А. К. Рычков, Б. Л. Яшин/2001.-128 с.

Школьный философский словарь/ Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др./ 1995.-399 с.

Научно-методический журнал "Воспитание школьников №7"/Л. В. Кузнецова, Ю. П. Сокольников/2007.-79 с.

Научно-методический журнал"Классный руководитель №1"/В.М. Лизинский/2001.-122 с.

Источник:
Реферат: Проблемы смысла жизни
МОУ "Арская средняя общеобразовательная школа №2" ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ Проблемно-реферативная исследовательская работа Выполнила: Сафиуллина
http://www.bestreferat.ru/referat-247575.html

COMMENTS