У каждого свой смысл жизни

Каков смысл жизни? У каждого человека свой смысл жизни, у кого какой, кроме того, чтобы жить?

Каков смысл жизни? У каждого человека свой смысл жизни, у кого какой, кроме того, чтобы жить?

Итак, для начала, необходимо осознать, что каждый поступок (а поступком являются даже помыслы и желания! ) имеет определённую нравственную ценность и, соответственно, уподобляет человека либо Богу, либо Его противнику — диаволу. А это, в свою очередь, влияет на формирование личности. Другими словами, человек, ведя тот или иной образ жизни, либо обожается, либо осатаняется.

По Закону бытия, подобное может соединиться только с подобным. Следовательно, после смерти, человек будет находиться среди подобных ему существ (с такими же свойствами) — либо с Богом в Царстве Небесном, либо в геенне огненной, уготованной Создателем диаволу и его ангелам (демонам) . Третьего не дано! Другое дело, насколько близко будет находиться человек к Богу или диаволу (на каком уровне) — это зависит от степени его «продвинутости» на выбранном пути в земной жизни. Причём, человек совершенно свободен в своём выборе!. .

Так вот, смысл жизни заключается в ОБРАЗовании. То есть, приведении себя к определённому, заранее намеченному образу. И чем раньше сделан выбор, тем лучше; тем дальше можно продвинуться на выбранном пути…

Поэтому, человеческая жизнь, несмотря на свою временность, имеет бесконечные последствия. Получив единственную жизнь, человек несет абсолютную ответственность за ее качество! Ведь смерть — это, всего лишь, перемена формы бытия.. .

«Бог однажды привел человека из небытия в бытие, даровав ему бессмертную душу. Возврата же в небытие не существует, и «смерть» есть не что иное, как продолжение бытия в новом качестве.

Оглянись вокруг – возвращения в «небытие» нет даже в мертвой, неорганической природе, так что уж говорить о высших, разумных, одухотворенных формах творения Божиего! » (Свт. Антоний) .

«Смерть всё решает; за нею итог жизни; и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе стяжал – блага участь твоя; злое – зла… И наложится печать на твое бытие, которой никто уже снять не может. » (Свт. Феофан Затворник) .

«Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. » (Блаж. Августин) .

«Вечные муки и вечное блаженство не есть нечто только извне приходящее, но прежде всего внутри самого человека сущее… Душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. » (Прп. Варсонофий и Иоанн) .

«Человек, который не верит в Бога, абсолютно ни чего здесь не выигрывает, но если есть Бог, он всё проиграет там. Человек, который верит в Бога, ни чего не теряет здесь, но зато всё выигрывает там, если есть Бог. » («пари Паскаля») .

Язычество видит смысл жизни в этой, земной жизни (в наслаждениях) , а Христианство — в вечной жизни, для которой необходимо подготовиться, преобразовав себя соответствующим образом, здесь, в течение этой, земной жизни.

Вот просыпаешься ты утром и о ком-то думаешь; засыпая вечером — о ком-то мечтаешь.. .

И хотя бы в этом есть смысл, чтобы заснуть на следующую ночь и проснуться последующим утром.

Источник:
Каков смысл жизни? У каждого человека свой смысл жизни, у кого какой, кроме того, чтобы жить?
Пользователь Артур Чудненко задал вопрос в категории Философия и получил на него 8 ответов
http://otvet.mail.ru/question/45586933

Притча — У каждого свой смысл жизни

Однажды Человек обнял дерево .

— Я запутался, блин. — сказал Человек. — Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я. Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки.

— Понимаю, — сказало Дерево. — Но чем могу помочь тебе я?

— Одолжи мне свой смысл жизни, — повторил Человек. — Может, поможет.

— Хорошо, — согласилось Дерево. — Вот мой смысл жизни: расти.

— Расти? — переспросил Человек. — Просто расти? И все??

— Да, — сказало Дерево, — просто расти — и все, — и оно замолчало.

— Дерево! Погоди, не засыпай! — крикнул Человек. — Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так — просто расту! Вернее, — поправился он, — раньше рос, сейчас-то уже вырос.

Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.

— Река! — крикнул Человек.

— Что? — отозвалась Река.

— Одолжи мне свой смысл жизни! — попросил Человек.

— Зачем? — спросила Река. — Своего, что ли, нету?

— Нету. — опустив голову, сказал Человек.

— Вот как. — сказала Река. — Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни — течь.

— Течь. — повторил Человек.

— Да-да, течь, — и Река ужурчала куда-то по камням.

Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.

— Как дела, Человек? — спросило Солнце.

— Вообще-то не очень, — пожаловался Человек. — Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется. Может, ты чего посоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?

— С удовольствием, — сказало Солнце. — Мой смысл жизни — дарить свет.

— «Дарить свет», зашибись! — всплеснул руками Человек. — И это все?

— Все, — подмигнуло Солнце. — А! Нет, есть еще.

— Ну-ка? — оживился Человек.

— Тепло. Дарить тепло. И свет! — напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.

— Краткие все, куда деваться! — возмутился Человек. — А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет. Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! — воззвал Человек.

— Да? — Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.

— Какой у тебя смысл жизни? — упадническим голосом спросил Человек.

Луна помолчала и торжественно ответила:

Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:

— Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! — воскликнул он.

— А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, — мягко возразила Луна и уплыла в небо.

Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту. Бред какой-то. » — Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.

— Здластвуй! — сказал Ребёнок.

— Ты-то как тут? — испугался за Ребёнка Человек, — Мамка где? И почему без штанов?

— Мамка там! — Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. — А станы я. это. потелял! Ты чего сидис? — не по годам ловко переменил он тему разговора.

Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):

— Смысл жизни ищу.

— И сто, насол? — поинтересовался Ребёнок.

— Не-а. не насол. — передразнил Человек.

— А я насол! — радостно сообщил Ребёнок.

— И давно? — съязвил Человек.

— Не знаю. — сказал Ребёнок.

Человек начал выходить из себя:

— Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?

Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:

— Ах, играть! — всплеснул руками Человек. — Вот совет так совет! — раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.

Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят.

Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем — громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло.

Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно,

что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться,

заполняя собою все вокруг.

Мораль: у каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман. Надо жить и дарить всем тепло и добро (так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощии даже простой человеческой улыбке. Согласитесь, это же очень важно.

Источник:
Притча — У каждого свой смысл жизни
Притча о смысле жизни… Мораль: у каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман…
http://rodoswet.ru/pritcha-o-smysle-zhizni-2/

У каждого свой смысл жизни

о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

Очень часто можно услышать формулировку — «У каждого человека свой собственный, субъективный смысл его жизни, искать или создавать нужно именно его, а говорить о каком-то общем абстрактном смысле не стоит».

Рассмотрим это утверждение с трех сторон. Перед этим рекомендуем еще раз вернуться к темам «О понятии смысл жизни человека» и «Типы смыслов жизни».

1. В разделе «Смысл и цель жизни человека. Их место в общей системе смыслов и целей» показано, что смысл существования отдельного человека является неотъемлемой частью общей системы смыслов, в которую входят все смыслы всех людей и всех объектов Вселенной.

Например, с точки зрения отдельного человека, его полный смысл жизни состоит из Конкретного индивидуального смысла, Конкретного общего смысла и Абстрактного смысла жизни.

С точки зрения человечества, полный смысл его существования состоит из Смысла существования каждого человека, Смысла существования совокупности людей и Смысла существования человечества как единого целого.

С точки зрения Вселенной, смысл ее существования состоит одновременно из трех сечений: Смысла существования каждого объекта Вселенной, в т.ч. каждого человека, Смысла существования совокупности объектов Вселенной и Смысла существования Вселенной в целом.

Невозможно изучать смысл (связи) дерева без смысла (связей) соседних деревьев, без смысла (связей) леса в целом. Нельзя изучать смысл (связи) молекулы воды без смысла (связей) атомов, ее составляющих, без смысла (связей) водоема как совокупности молекул воды.

Невозможно искать смысл жизни отдельного человека вне связи со смыслами жизни других людей, вне связи со смыслами существования других объектов Вселенной. Результат таких поисков всегда будет не полон, а значит ложен.

2. Теперь вспомним, что означает понятие «субъективный смысл жизни». Вернемся к разделу «Зачем человеку искать смысл?» – подраздел Реальность смысла. Там мы установили, что для каждого человека его реальность заключена в совокупности действующих причинно-следственных связей, в которых этот человек участвует. С точки зрения человека (здесь его можно назвать субъектом), такую реальность можно условно назвать «субъективной».

Но ведь существует множество других действующих причинно-следственных связей, в которых наш человек (объект-субъект) непосредственно не участвует. Такую реальность других объектов можно условно (условно для конкретного человека) назвать «объективной».

Субъективная реальность каждого человека является необходимой частью реальности объективной и отличается от нее только степенью полноты.

Разной по полноте может быть и объективная реальность. Чем большее число объектов и их связей принимается к рассмотрению, тем полнее соответствующая им объективная реальность. Полная объективная реальность в своем максимуме состоит из совокупности всех субъективных реальностей всех объектов, в т.ч. и всех людей.

Если у двух людей есть общие связи, у них всегда есть какой-то общий смысл. Чем больше общих связей у двух или нескольких людей, тем ближе их субъективные смыслы жизни. Чем большее количество людей мы примем к рассмотрению, тем большее количество связей будут включены в субъективный смысл жизни каждого из них. А значит, тем ближе окажется совокупность их субъективных смыслов к полному объективному смыслу всего человечества.

3. Еще раз вернемся к формулировке «У каждого человека свой собственный смысл его жизни». О каком смысле идет речь? Что мы ищем? То, что является смыслом жизни человека, независимо от его желания? Или то, что должно быть смыслом его жизни то, что он должен выбрать?

Раздел «Типы смыслов жизни человека» начинается с четырех классификаций смыслов жизни. По причинам и следствиям, по связям внешним и внутренним, по связям активным и пассивным, по типу причин. Используя четыре классификации, можно разделить все причинно-следственные связи человеческой жизни на три части.

Внешний пассивный смысл жизни человека – определяется причинно-следственными связями, направленными на человека, в том числе на его составные части. Причины таких связей не зависят от человека, человеческая жизнь здесь – следствие внешних причин.

Внешний активный смысл жизни человека – определяется причинно-следственными связями, направляемым человеком вне самого себя, на объекты, не являющиеся его частями. Причины таких связей зависят от человека, здесь человеческая жизнь – причина внешних следствий.

Внутренний активно-пассивный смысл жизни человека — определяется причинно-следственными связями, направляемыми человеком на самого себя, в том числе на объекты, являющиеся его частями. Причины и следствия таких связей зависят от человека, а человеческая жизнь – причина и следствие самого себя.

Первый из трех смыслов человек обычно воспринимает как необходимость внешнюю, второй и третий – как необходимость внутреннюю. Каждый из смыслов необходимо дополняет два других. Рассматривать один смысл отдельно от других бессмысленно, иначе говоря, – не приведет к какому-либо результату.

Каждый человек всегда обладает одновременно всеми тремя составляющими смысла его жизни. Невозможно провести четкую однозначную границу между частями смысла жизни. Ведь одни и те же объекты могут являться одновременно и частями человека, и частями других объектов. Тогда, в одном случае связь с таким объектом будет принадлежать к внутреннему смыслу жизни, а в другом – внешнему.

В соответствии с другой классификацией каждая из трех частей смысла в свою очередь состоит из четырех – по типу причин.

1) Смысл действующий. Определяется действующими причинами и отвечает на вопрос, – За счет какой или чьей силы?

2) Смысл материальный. Определяется материальными причинами и отвечает на вопрос, – Из чего, из какого пассивного материала?

3) Смысл формы. Определяется причинами формы и отвечает на вопрос, – В каком виде, какой формы?

4) Смысл целевой. Определяется целевыми причинами и отвечает на вопрос, — Ради чего, для достижения какого результата?

Когда мы спрашиваем, — Что является смыслом жизни человека, независимо от его действий и желаний? – мы в первую очередь интересуемся его Внешним пассивным смыслом жизни. Но, как мы помним, человек может не осознавать даже тот смысл, который определяется им самим. То есть, и Внешний активный, и Внутренний активно-пассивный смыслы могут быть не полностью осознаваемы человеком, а значит, частично не зависимы от его действий и желаний.

Когда мы спрашиваем, — Что должно быть смыслом жизни человека, что он должен выбрать? – мы в первую очередь интересуемся его Внешним активным и Внутренним активно-пассивным смыслами жизни. Но, как мы помним, изменяя внешние связи, человек меняет окружающую его реальность, которая потом сама влияет на человека. То есть, изменяя Внешний активный смысл, человек влияет на свой Внешний пассивный смысл. Следовательно, последний также частично зависит от выбора человека.

Итак, если не считать весь мир поделенным на части и не заявлять гордо: «Мир развивается по своим законам, а каждый человек – по своим», придется признать, что смыслы жизни всех людей должны чем-то объединяться, чем-то более общим и более простым.

Философ Семен Франк написал в 1925 г.: «Мысля о жизни и ее чаемом смысле, мы неизбежно должны сознавать жизнь, как единое целое. Вся мировая жизнь в целом и наша собственная краткая жизнь — не как случайный отрывок, а как нечто, несмотря на свою краткость и отрывочность, слитое в единство со всей мировой жизнью». («Смысл жизни», ч.2).

Могут ли смыслы и цели жизни разных людей быть никак не связаны, не согласованы друг с другом, могут ли не являться частью смысла и цели человеческого рода, Земли в целом? Могут ли цели существования отдельных людей противоречить друг другу?

Выжила бы хоть одна семья, хоть одно государство в течение нескольких дней, если бы все их члены следовали только своим — индивидуальным целям, каждая из которых противоречила бы целям остальных, а если и совпадала, то случайно? Что происходит с семьей, если ее не объединяет ни одна общая цель? Семьи не будет. Что будет с предприятием, если работников не интересуют ни цели предприятия, ни цели своих коллег? Оно обанкротится.

Что будет с человеком, преследующим исключительно свои цели, пусть даже они кажутся ему очень важными и даже благими? Такой человек обязательно сотворит зло другим.

Другой русский философ Евгений Николаевич Трубецкой писал: «В идее человек есть подчиненная часть человечества как органического целого. Предназначенный входить в состав этого собирательного существа, он вне общечеловеческого целого не может явить своей идеи, или, иначе говоря, не может осуществить своего индивидуального и вместе с тем вселенского призвания» («Смысл жизни», гл.5).

Если у каждого из нас свой особый смысл существования, то почему мы задаемся одними и теми же вопросами? Почему люди получают удовлетворение и страдают в одних и тех же ситуациях? Почему тело и особенности восприятия внутреннего и внешнего мира так похожи у людей, живущих на разных континентах? Почему мы хотим следовать одним и тем же принципам морали? Почему совесть каждого человека безошибочно подсказывает ему — что «хорошо», а что «плохо»?

Федор Михайлович Достоевский утверждает: «Все идут к одному и тому же, по крайней мере, все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами» («Дневник писателя»).

А как же тогда быть с индивидуальностью и неповторимостью каждого человека? Ведь она существует. Ответ заключен в определении понятия смысла жизни. Степень индивидуальности смысла жизни конкретного человека определяется степенью индивидуальности причинно-следственных связей его жизни.

Лишь небольшая уникальная часть связей, присущих только этому конкретному человеку, определяет уникальный смысл его жизни. Часть связей, общая со связями сообщества людей (семьи, коллектива, государства), определяет смысл его жизни как часть смысла этого сообщества. Часть связей человека, общая для всех объектов Земли (живых и неживых), определяет смысл его жизни как часть смысла существования планеты Земля. И так далее.

Аналогично можно двигаться и в обратном направлении. Смысл любого этапа жизни уникален лишь постольку, поскольку связи, его определяющие, отличаются от связей других этапов. Связи не только на физическом, но и на эмоциональном, интеллектуальном, чувственном и духовном уровнях. То же относится к смыслу каждого поступка, каждой мысли или чувства. Все они в определенной степени являются неотъемлемой частью смысла нашей жизни в целом, которая, в свою очередь, является необходимой частью других, более общих смыслов.

И поскольку часть причинно-следственных связей нашей жизни зависит только от нас самих, именно мы и именно в этой части определяем, насколько смысл нашей жизни будет являться необходимой частью смыслов высшего порядка. Именно в этой части каждый из нас свободен выбирать и создавать для себя смысл жизни, точнее, его «свободную» часть.

С одной стороны выбор безграничен, с другой, — наша свобода в формировании смысла ограничена другими смыслами. В сущности, моя свобода сводится к выбору – в какой степени мой индивидуальный смысл будет согласован со смыслами общими — со смыслом семьи, общества, человечества, Земли и т.д. И никто за меня это выбор не сделает.

Создавая и изменяя собственные причинно-следственные связи, человек участвует в создании смысла своего существования. Осознавая уже существующие связи, человек изменяет смысл своей жизни, изменяет смыслы объектов, с которыми связан.

С тем, что человек может менять свой смысл, согласны и «позитивисты» и «экзистенциалисты». Ошибка и тех, и других в том, что они, каждый по-своему, пытаются ограничить область связей человека, принимаемых в рассмотрение.

Человек не может поддерживать существование связей, противоречащих сущности человека. Такая связь либо уничтожается связями других людей, других объектов, либо уничтожает самого человека, пытающегося ее создавать и поддерживать.

Никакой новый, создаваемый человеком индивидуальный смысл жизни не может противоречить общей системе смыслов человечества, системе смыслов обитателей Земли, системе смыслов Вселенной. Чем больше индивидуальный смысл соответствует общей системе смыслов и сущностей объектов и систем, частью которых он является, тем человеку легче реализовать его.

Итак, наш вывод таков: говорить об индивидуальном смысле жизни одного человека можно только в отношении индивидуальных связей его жизни. Общие связи определяют общий смысл.

Но даже сугубо индивидуальные смыслы разных людей не могут противоречить друг другу, напротив, они должны являться необходимой частью какой-то общей системы смыслов, покоящейся на всеобщей системе сущностей.

Следующая гипотеза, требующая проверки звучит так: «Смысл жизни в самой жизни, в ежедневных событиях, происходящих с человеком, другого смысла нет и искать его не следует». Переходим в раздел «Смысл жизни — в самой жизни?» .

Источник:
У каждого свой смысл жизни
о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает Очень часто можно услышать формулировку — «У каждого человека свой собственный, субъективный смысл его жизни,
http://www.smysly.ru/pages/388

COMMENTS