Управление конфликтными ситуациями

Управление конфликтными ситуациями

Теоретические основы возникновения конфликтов. Анализ основных методов управления конфликтами. Анализ конфликтных ситуаций и их влияния на трудовой коллектив. Разработка стратегии обращения с конфликтами. Создание благоприятной психологической атмосферы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирская государственная геодезическая академия

Кафедра производственного менеджмента

Управление конфликтными ситуациями

(на примере АНО СРОЦ «Юлиана-Центр»)

Ассистент Сизова А.О.

Новосибирск 2009 год

    ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
    • 1.1 Сущность и природа конфликта 5
    • 1.2 Причины возникновения конфликтов 8
    • 1.3 Источники конфликта 9
  • 2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» 12
    • 2.1 Анализ основных методов управления конфликтами в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» 12
    • 2. 2 Анализ конфликтных ситуаций и их влияние на трудовой коллектив 16
    • 2. 3 Анализ стратегии разрешения конфликтов в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» 18
  • 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» 23
    • 3. 1 Разработка стратегии обращения с конфликтами 23
    • 3.2 Разработка рекомендаций по созданиюблагоприятной психологической атмосферы 25
    • 3.3 Рационализация или предложения новых методов разрешения конфликтных ситуаций в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» 28
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВAННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Цель моей курсовой работы является: исследование различных категорий конфликтных ситуаций в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» и возможности выбора наиболее правильного подхода к управлению конфликтами; анализ конфликтных ситуаций на предприятии; разработка предложений по созданию эффективной системы управления конфликтами на предприятии.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

— определить сущность и причины конфликтов на предприятии;

— проанализировать конфликтные ситуации и их влияние на трудовой коллектив предприятия;

— разработать рекомендации по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.

Предметом исследования является конфликт, как одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия, оказывающая значительное влияние на деятельность предприятия.

Самое общее определение конфликта (от лат.conflitus — столкновение) -столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт- это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества, как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношения с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации не управляем, это может привести к конфронтации( когда структурные подразделения организации или члены макро- или микроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликтов по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только они возникают.

Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации , трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация нездорова. Поэтому задача менеджера- спроектировать конструктированный, решаемый конфликт. Для организации считается здоровым наличие конфликта. И, чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие ингредиенты существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения даёт дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты, носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают порой противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждениям и часто перерастают в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что в конечном счете отрицательно сказывается на развитии организации.

Какова его природа? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желание вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследства», переходить к новым оппонентам. Оно может создаваться оппонентами намеренно, ради достижения определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относиться и к инциденту.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, её исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного конфликта, а возможно к началу нового.

Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого воздействия, в основе которого лежит различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные, противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

1.2 Причины возникновения конфликтов

Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других — тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Поводом для конфликта на работе могут служить:

· События, произошедшие вне производства, например, в личной жизни работника.

· Повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

1.3 Источники конфликта

Основные причины возникновения конфликтов могут быть трех разновидностей: объективные, псевдообъективные и эмоциональные.

Объективные источники конфликта. Если только не принята политика избегания обсуждения разногласий, то неизбежно найдутся аргументы. Эти аргументы касаются проблемы предмета разногласий. Можно аргументировать, например, свою позицию относительно того, чья очередь выполнять ту или другую работу перед своим коллегой. С помощью аргументов можно отстаивать свою правоту перед руководителем. Аргументы относятся к объективным проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта — это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и аргументы нужны для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.

Эмоциональные источники конфликта. Конфликт — это не простое различие в позициях, различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:

· Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.

· Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.

· Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.

· Эмоции, связанные с самоиндификацией — с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе — Я, в утверждении собственных ценностей.

Полнота данной категоризации в данном случае несущественна. Главное это то, что эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. С определенной точки зрения они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только в том случае, если воспринимаются как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей.

Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь аргументами, мы редко упоминаем их. Особенно это характерно в деловом общении, в котором практически исключена возможность говорить о своих потребностях во власти автономности, самореализации и т.п. Хорошо это или плохо, но организационные нормы обычно не предполагают самораскрытия в плане потребностей. Эти нормы настолько глубоко внедрились в нас, что порой мы даже не осознаем эмоциональные источники как личностных, так и межличностных конфликтов. В силу этого бывает трудно распознать переживаемые эмоции и ясно описать их. Тем не менее наши основные потребности всегда остаются с нами, и разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их.

Однако несравненно чаще работа по разрешению конфликтных ситуаций требует от менеджера значительных физических и нервных затрат. Одно из главных правил для менеджера: нельзя превращать деловые, служебные конфликты в личностные, психологические. Известно, что всякая неудовлетворенность связана с личными качествами людей, особенностями их характера, их взаимоотношениями. Но, предъявляя свои претензии, надо стараться их конкретизировать.

По мнению специалистов, изучающих проблемы психологии, можно построить график моделей поведения человека в конфликтной ситуации, который отражает принципиальный подход к пониманию проблемы управления конфликтами.

На графике по вертикали показано изменение поведение человека в конфликтной ситуации от податливости — О до настойчивости — Х, а по горизонтали — от индивидуума — О до кооперации — У.

Различают четыре основных модели состояния конфликта:

А — нежелание признать его существование (сочетание податливости и индивидуализма);

B — присоединение к оппозиционной стороне (сочетание податливости и кооперации);

С — противопоставление собственной позиции (сочетание настойчивости и индивидуализма);

D — сотрудничество в разрешении конфликта (сочетание настойчивости и кооперации).

Рисунок 1 — График моделей поведения человека в конфликтной ситуации

Первые три модели поведения считаются малоперспективными. Гораздо больше внимания заслуживает модель D, (сотрудничество в разрешении конфликта), когда усилия конфликтующих сторон направлены на поиск и достижение взаимоприемлемых решений.

Самооборона. Это наиболее простой вариант. Он не требует осознанных решений. Фактически это интенсивное стремление защитить свое Я. Но этот вариант не учитывает интересы других людей и может привести к изоляции и отчуждению.

Различают четыре типа самообороны.

Ослабление. Обвиняемый просто старается успокоить другую сторону, снять гнев, огорчение, раздражение, уверяет, что нет причин для ссоры, что, в общем все в порядке. Добрые слова оказывают свое благотворное воздействие, наступает мир. В результате проблема остается. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они накапливаются. Поступки людей, ставшие причиной недовольства, могут повториться и станут восприниматься и станут восприниматься с еще большим возмущением, а новые заверения в том что «все будет хорошо», перестанут вызывать доверие. Растет вероятность того, что в конечном счете иллюзия мира рухнет.

Уклонение. Этот уход от конфликта за которым может стоять осторожность и даже трусость. Обвиняемая сторона конфликта ссылается на то, что сейчас не время или не место для разбирательства. Поэтому все делается для того, чтобы не попадать в ситуации, которые ведут к возникновению противоречий. Человек стремится не вступать в обсуждение чреватых разногласиями вопросов. Когда возникает конфликт, делается вид, что никаких проблем нет. В большинстве случаев такой уход не ликвидирует конфликта, ведь причина недовольства не устранена, не дошла до сознания обвиняемого, он не пожелал над ней поразмыслить. Результат: чувства людей не получают выражения и «перегорают» впустую, потребности остаются неудовлетворенными, цели — недостигнутыми. Конфликт загоняется внутрь.

Капитуляция. Это подчинение силе и авторитету оппонента. В основе лежит страх потерпеть неудачу, поражение; оказаться в меньшинстве или в одиночестве; боязнь испортить отношения; иногда увлечение ролью жертвы. Из капитулянтов рождаются толпы, послушные воле вождей. На работе это сотрудник, который покорно выполняет приказы начальства, а за его спиной наводит на него критику.

Доминирование (принуждение). К нему прибегает инициатор конфликта, навязывая свою волю, заставляя принять собственную точку зрения любой ценой. Человек, который пытается это сделать не считается с мнением других.

Главные движущие силы здесь — самоутверждение. Это противоположность нормальному стилю руководства, при котором руководитель не нуждается в самоутверждении за счет подавления других. Доминирование действительно приносит самые быстрые плоды: инициатор быстро добивается своего. Исход конфликта в данном случае будет самый неблагоприятный. Такой вариант поведения подавляет инициативу подчиненных. Человек, с которым обошлись так бесцеремонно, чувствует себя глубоко оскорбленным, униженным.

Сотрудничество. Наиболее желательный выход из конфликта — это открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем. В этом случае конфликтующие стороны выдвигают свои аргументы и доводы, вместе ищут решение, которое могло бы удовлетворить всех. И еще одно решающее условие успеха: в обсуждении обстоятельств конфликта надо уметь сохранять правильный тон. В этом случае конфликтующие стороны не ссорятся, а вместе выясняют возникшее недоразумение и ищут выход из создавшейся ситуации [13, с. 87].

Есть хорошее правило: надо уметь слушать и слышать! Необходимо попытаться понять другую сторону, вникнуть в ее положение и состояние. Конфликт — не битва, и дело здесь совсем не в том, чтобы поразить противника. Разрешая какую-то конкретную проблему, возникший спор, необходимо помочь достигнуть более глубокого взаимопонимания, укрепить доброе согласие. В результате конфликты будут возникать все реже и реже.

Различают два типа сотрудничества:

Компромисс — это объединение конфликтующих сторон путем принятия точки зрения оппонента. При этом используется принцип: худой мир лучше доброй ссоры. Компромисс, найденный в полемике и принятый добровольно двумя сторонами, как правило, устойчив. Он означает примирение без побежденных и победителей и потому дает чувство удовлетворения всем сторонам конфликта. Способность к компромиссу высоко ценится в менеджменте. Однако такое единство порой носит поверхностный и формальный характер.

Взаимодействие (решение проблемы по существу) это существенный шаг вперед по сравнению с компромиссом. Тот, кто пользуется таким типом сотрудничества, ищет оптимальный вариант решения конфликтных ситуаций, а не старается добиться своей цели за счет других

2. 2 Анализ конфликтных ситуаций и и х влияние на трудовой коллектив

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Конфликты в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» возникают при нарушении следующих требований к организации и обслуживанию рабочих мест:

— своевременное доведение до каждого работника производственного задания;

— бесперебойное снабжение рабочих мест документацией (чертежами, нарядами, картами и т. д.), а также предметами труда (материалами, заготовками и т.п.);

— обеспечение постоянной исправности оборудования, снабжение его необходимой энергией (тепловой, электрической и т. д.);

— организация систематического контроля за качеством выполненных работ, своевременная приемка обработанных изделий и транспортировка их с рабочих мест;

— постоянное поддержание на рабочем месте здоровых и безопасных условий труда, а также строгого порядка и чистоты.

Если рассматривать конфликт как процесс, можно эффективно управлять им. Для этого необходимо хорошо представить себе такие особенности персонала организации:

— особенности индивидуального поведения;

— особенности группового поведения;

— особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых:

индивидуальные способности, склонности и одаренность — предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

специфика мотивации специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;

— индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;

— демографические — половые и возрастные особенности;

— национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:

— особенности корпоративной культуры- ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;

— феномены групповой динамики — этап развития коллектива;

феномены групповой динамики этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:

— субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

— членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

— функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.

В зависимости от того., насколько эффективным будем управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

2. 3 Анализ стратегии разрешения конфликтов в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр»

Рассмотрим стратегии поведения руководителя в конфликте. Стратегия предотвращения конфликта.

— Устранить реальный предмет конфликта.

— Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

— Сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

— Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми.

— Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

Рисунок 3 — Цели системы управления конфликтами в АНО СРОЦ «Юлиана-Центр»

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

— изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

— изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.)

— изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта, в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта) и тем самым сделать его соответственно не нужны ли недостижимы.

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Как мы уже говорили, руководителям не стоит читать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта. Кроме того в управлении необходимо учитывать совместимость членов коллектива организации. Данный учет для АНО СРОЦ «Юлиана-Центр» представлен в таблице 1.

В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации.

Таблица 1 — Учет совместимости членов коллектива АНО СРОЦ «Юлиана-Центр»
Источник:
Управление конфликтными ситуациями
Теоретические основы возникновения конфликтов. Анализ основных методов управления конфликтами. Анализ конфликтных ситуаций и их влияния на трудовой коллектив. Разработка стратегии обращения с конфликтами. Создание благоприятной психологической атмосферы.
http://otherreferats.allbest.ru/management/00019667_0.html

Управление конфликтными ситуациями 3

Реферат на тему Управление конфликтными ситуациями 3

Кодекс поведения в конфликте ………………………………..12

Управление конфликтными ситуациями …………………………….16

Конфликты – постоянные спутники нашей жизни. Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают повсюду. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Это константа человеческой жизни от периода становления личности до его смерти. Чаще всего мы отождествляем конфликты с негативными реакциями. Мы, почему-то, не сопоставляем конфликт и диалектическое противоречие. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которая вместе с тем находится во внутреннем единстве и взаимопроникновении, является источником самодвижения и развития природы, общества и познания. Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям. Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы предупреждения и разрешения.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами.

проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отри­цательную оценку («они злодеи, они глупые, они отста­лые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от ин­формации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен об­мен реальной информацией друг о друге;

развертывание конфликта или его разрешение зави­сит от участников, их личностных особенностей, интел­лектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о послед­ствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодей­ствия.

ролевая структура организаций, выдвижение на первый план профессиональных качеств и должностного положения, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение роли и личных качеств меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом виде. Эта «замаскированность» делает их трудноуловимыми для руководителя (или аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;

организация — это «замкнутая община». Локальность организации, четкое ролевое распределение, единый конечный продукт труда, иерархичность позволяют сравнить микроклимат в ней с моральной атмосферой общины. Работник в организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны «круговой порукой», анонимность действий исключается, осуждение или одобрение коллег играет решающую роль не только в моральном самочувствии, но и в его карьере.

Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности, свойственные и другим конфликтам в обществе. Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель.

Конфликты являются нормой социальных отношений. Конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для себя и окружающих, общества.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, Наука, 1984

Дикарева А.А. Мирская М.И. «Социология труда.» М.,1989

Дмитриев А. В.,Кудрявцев В.Н. ,Кудрявцев С.Н. «Введение в общую теорию конфликтов.» М., 1993 г.

Запрудский Ю.Г. «Социальный конфликт.» Ростов на Дону, 1992.

Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. 272 с.

6. Китов А. И. «Экономическая психология » М., 1987 г.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2003. – 527 с.

Источник:
Управление конфликтными ситуациями 3
Тема: Управление конфликтными ситуациями 3. Тип: Реферат. В работе есть: сноски 1 шт. Язык: русский. Разместил (а): Брэд Питт. Размер: 25 кб. Категория: Менеджмент. Краткое описание: ‘Конфликты – постоянные спутники нашей жизни. Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают повсюду’
http://coolreferat.com/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8_3

Управление конфликтными ситуациями 3 (стр

C О Д Е Р Ж А Н И Е:

1.1. Динамика развития конфликта ………………………………..10

1.3. Кодекс поведения в конфликте ………………………………..12

2. Управление конфликтными ситуациями …………………………….16

Конфликты – постоянные спутники нашей жизни. Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают повсюду. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Это константа человеческой жизни от периода становления личности до его смерти. Чаще всего мы отождествляем конфликты с негативными реакциями. Мы, почему-то, не сопоставляем конфликт и диалектическое противоречие. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которая вместе с тем находится во внутреннем единстве и взаимопроникновении, является источником самодвижения и развития природы, общества и познания. Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям. Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы предупреждения и разрешения.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных методов.

Конфликты несут в себе как положительный, так и отрицательный заряд. Научиться управлять ими должен каждый современный человек. В данной работе рассматриваются виды конфликтных ситуаций, причины их возникновения и способы разрешения.

1. Типы конфликтов

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражает­ся в форме явного столкновения, конфликта. Это проис­ходит только тогда, когда существующие противоречия, раз­ногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, пре­пятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом пре­одолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснован­ных решений и развитию взаимоотношений, то их назы­вают функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений, называют дисфункциональными (деструк­тивными). Надо уметь анализировать конфликты, пони­мать их причины и возможные следствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфлик­ты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может пре­вратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по кон­структивному руслу. Надежный способ профилактики по­добных конфликтов в организации — создание благопри­ятной психологической атмосферы, повышение психоло­гической культуры руководителей и подчиненных, овла­дение приемами само регуляции эмоциональных состоя­ний в общении.

Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и груп­пой ; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единствен­ной его причиной является несходство характеров. Дей­ствительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ пока­зывает, что в основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуж­дается именно он, а не другой. Конфликты возникают меж­ду руководителем и подчиненным, например, когда под­чиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что под­чиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступ­ление от принятых норм группа рассматривает как нега­тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тя­жело такие конфликты протекают при авторитарном сти­ле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из мно­жества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты. Например, между ру­ководством и исполнителями, между работниками различ­ных подразделений, между неформальными группами внут­ри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

К сожалению, частым примером межгруппового кон­фликта служат разногласия между высшим и более низ­ким уровнями управления, т. е. между линейным и штаб­ным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовмести­мостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновени­ем социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

— проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены груп­пы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное пове­дение.

Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивнос­ти к другим группам;

проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отри­цательную оценку («они злодеи, они глупые, они отста­лые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от ин­формации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен об­мен реальной информацией друг о друге;

Источник:
Управление конфликтными ситуациями 3 (стр
C О Д Е Р Ж А Н И Е: Введение 3 Типы конфликтов ….4 Динамика развития конфликта ..10 Критерии конфликта …10
http://mirznanii.com/a/167406/upravlenie-konfliktnymi-situatsiyami-3

COMMENTS