Жизнь и смерть

Жизнь и смерть, а что потом?

Я хочу поделиться с вами опытом, связанным с жизнью и смертью, жизнью после смерти, который мы смогли получить на протяжении последних десятилетий, после того как начали серьезно изучать эту область. В течении продолжительного времени мы занимались умирающими пациентами и нам стало ясно: человечество, несмотря на свое присутствие на Земле на протяжении миллионов лет, все еще не получило ясного ответа относительно, наверное, самого важного вопроса, а именно — о значении и цели жизни и смерти.

Человечество уже давно находится в тесном контакте со всем, что касается смерти, и верит в небеса и в жизнь после смерти. Но приблизительно 100 лет назад начался процесс, вследствие которого все меньше людей уверены в том, что всех нас, после физической смерти, ожидает жизнь в ином мире. Но мы находимся сейчас как раз в новом тысячелетии духовных (в противоположность материальным) ценностей. Имеется в виду не только религиозность.

В гораздо большей степени мы понимаем под этим осознание, понимание того, что есть что-то намного большее, чем мы, что создало эту Вселенную и жизнь, и что мы в этом творении тоже являемся важной и абсолютно определенной частью, которая способствует развитию целого и в состоянии внести свой вклад.

Все мы с момента рождения из божественного источника отмечен божественной искрой. Человек несет в себе часть источника бытия. И благодаря этому он бессмертен. Многие люди приходят к пониманию, что физическое тело представляет из себя только дом, храм или — как мы часто говорим — кокон, в котором душа человека обитает какое-то количество лет, пока не переходит в другое состояние, которое описывается как смерть. И когда последняя наступает, выходит из кокона и устремляется на свободу, как бабочка, если следовать метафорическому ряду, который мы используем, когда говорим на эту тему с умирающими детьми, их братьями и сестрами.

Последние 20 лет я занималась в основном умирающими пациентами.

В то время когда я находилась в процессе работы с умирающими и не прекращала преподавательскую деятельность, мои студенты и я решили, что хотим попробовать поискать соответствующее современному мышлению всеобъемлющее определение смерти. В Библии сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Говоря по другому: учитель появится, когда ученик будет готов.

Так и получилось. Уже спустя неделю после того, как мы поставили этот важный вопрос и обязали самих себя найти ответ на него, нас посетила одна медицинская сестра, поделившаяся с нами своим переживанием. Оно было связано с женщиной, которая уже в 15-й раз лежала в отделении интенсивной терапии. Так же как и раньше, все считали, что теперь-то она, скорей всего, умрет. Эта женщина и стала первым зафиксированным нами случаем, связанным с околосмертными переживаниями.

Занимаясь этой пациенткой, я начала обращать пристальное внимание и на других умирающих больных — на все необъяснимые феномены, которые проявлялись как правило незадолго до их смерти. Многие начинали «галлюцинировать» и «общаться» с умершими ранее дорогими им людьми. Что до меня, то я не могла ни слышать, ни видеть этих «других».

Я только могла наблюдать, что даже раздраженные и тяжелые пациенты совсем незадолго перед смертью неожиданно расслаблялись, и от них исходил торжественный покой, в это время боль прекращалась, хотя их тела из-за раковой опухоли были поражены метастазами. Также я наблюдала, что непосредственно после смерти лица моих пациентов были преисполнены выражением невероятного умиротворения, спокойствия и торжественной радости. Этого я не могла себе объяснить, в основном потому, что речь шла о случаях смерти, незадолго до которой пациент пребывал в состоянии ярости или депрессии.

Мое третье и, возможно, самое субъективное наблюдение я сделала благодаря тому, что всегда имела с моими пациентами тесный контакт, и это давало мне возможность устанавливать отношения, наполненные любовью и сердечностью. Уже спустя несколько минут после их смерти мои чувства к ним проходили. Я удивлялась этому и задавала сама себе вопрос: все ли со мной в порядке. Когда я наблюдала их на смертном одре, я была уверена в том, что мертвое тело только оболочка, и мой любимый пациент больше не лежит на этой койке.

Естественно, я не могла объяснить себе это как ученый и просто старалась позабыть обо всем. Такую позицию я, вероятно, сохранила бы и в дальнейшем, если бы не фрау Шварц.

Ее муж страдал от шизофрении. Всякий раз, когда у него был приступ, он старался убить своего сына, который как самый младший из их детей все еще проживал с ними. Женщина была убеждена, что если она слишком рано умрет, ее муж может потерять контроль над собой, из-за чего жизнь ее сына окажется под угрозой. При помощи социальной организации нам посчастливилось передать младшего ребенка фрау Шварц на попечение одного из членов ее семьи. Тогда женщина покинула больницу с большим облегчением и с утешительной мыслью, что даже если ей осталось жить не долго, то, по крайней мере, ее сын находится в безопасности.

Как раз именно эта пациентка возвратилась приблизительно спустя год в нашу больницу, чтобы рассказать о своем внетелесном опыте — во время клинической смерти. Подобного рода случаи описаны в последние годы во многих книгах и статьях, и как результат о них стало известно широкой общественности. Вот, что сообщила нам фрау Шварц. Ее доставили в местную больницу в штате Индиана, так как находилась в очень критическом состоянии, чтобы ее возможно было транспортировать в больницу в отдаленном Чикаго.

Больную положили в отдельную палату. И как раз в то время, когда она думала над тем, сопротивляться ли ей смерти из-за сына или покориться судьбе, она увидала медсестру, вошедшую в палату, которая посмотрела на нее, а потом стремительно выбежала. Неожиданно фрау Шварц увидала, как она медленно и в полном душевном спокойствии выскальзывает из своего физического тела и парит на некотором расстоянии над кроватью. С чувством юмора рассказывала она нам, как с какой-то дистанции смотрела на свое распростертое внизу тело, выглядевшее бледным и отталкивающим. Причем женщина хотя и была поражена происходящим, но не была испуганной.

Она увидала, что в палату вбежала реанимационная бригада. Фрау Шварц рассказала во всех подробностях, кто из врачей появился первым, а кто последним. Она не только ясно слышала, о чем они разговаривают, но и могла читать мысли каждого. Она очень хотела крикнуть, что им не следует так торопиться, так как у нее все в порядке. Но чем отчаянней она пыталась им это сообщить, тем усердней доктора хлопотали над ее телом, не слыша ее.

После чего фрау Шварц решила прекратить свои попытки и тут же потеряла, как она сама выразилась, сознание. Она была признана мертвой, но реанимационные работы не прекращались на протяжении 45-ти минут. Только позднее, к удивлению врачей и медсестер, она подала снова признаки жизни и прожила после этого еще полтора года. С моими студентами и со мной она поделилась этим переживанием на одном из семинаров.

Излишне, пожалуй, говорить, что это было для меня совершенно новый опыт, так как до этого я никогда не слышала рассказы людей переживших клиническую смерть, хотя в течении многих лет работала врачом. Мои студенты были удивлены, что я это переживание не стала классифицировать как галлюцинацию, иллюзию или чувство деперсонификции. У них была огромная потребность как-то определить этот процесс, чтобы идентифицировать его и больше к нему не возвращаться. Переживание фрау Шварц, как мы знаем теперь, не было уникально.

Мы надеялись тогда на то, что сможем собрать достаточно информации, чтобы понять, является ли околосмертное переживание часто встречающимся, редким или вообще единичным событием, которое смогла пережить только одна фрау Шварц.

Едва ли мне необходимо указывать на то, что уже известно всем: очень многие исследователи паранормальных явлений, врачи и психологи стали исследовать случаи, подобные этому. И фактически за последние десятилетия по всему миру были собраны множество подобных случаев.

Вероятно, будет уместным, если я расскажу, что переживают все эти клинически мертвые, как только их телесные функции угасают. Мы называем это опытом мнимой смерти или предсмертными переживаниями. Важно знать, что из всех тех пациентов, чье сердце остановилось и снова начало биться только после реанимационных мероприятий, только у одного из 10-ти остается полное воспоминание о переживании, которое он испытал при остановке жизненных процессов. Это не должно нас удивлять ввиду известного факта: только незначительный процент людей помнит свои сны.

Самый юный человек, чье переживание мы зафиксировали, был двух лет от роду, самый старый достиг возраста 97-и лет. В нашей коллекции имеются предсмертные переживания людей разной культурной и религиозной принадлежности, к примеру, эскимосы, аборигены Гавайев и Австралии, индусы, буддисты, протестанты, католики, иудеи, и также тех, кто не принадлежал ни к какой религии, называя себя агностиками или атеистами. Для нас было важно собрать такие различные случаи, чтобы наша доказательная база была более весома.

В ходе исследований мы выяснили, что предсмертное переживание свободно от влияния того, предшествовал ли ему несчастный случай, убийство, самоубийство или болезнь. Больше половины изученных случаев имеют отношение к переживаниям, которые появились после внезапно наступившей клинической смерти, к которой у людей не было времени подготовиться.

После всех этих лет сбора информации мы можем выделить такие закономерности.

В момент смерти мы все испытаем отделение настоящего, бессмертного «Я» от своего временного дома, а именно — физического тела. Это бессмертное «Я» называют также душой или сущностью. Или, если выразиться символически, как мы делаем это в разговорах с детьми, освобожденное от земного тела «Я» можно сравнить с выскальзывающей из кокона бабочкой. Как только человек покидает физическое тело, он замечает, что его не охватывает ни паника, ни страх, он освобождается от всех забот. Мы все время ощущаем себя полностью телесной единицей.

Мы осознаем, что находимся на месте происшествия, где произошел несчастный случай и смерть, и не важно, говорится о больничной плате или о нашей собственной спальне, в которой нас поразил инфаркт, или же это была местность, на которой произошла автокатастрофа и т. д. Мы можем отчетливо видеть, к примеру, членов реанимационной бригады или группу прохожих, наблюдающих за освобождением раненого или изуродованного тела из обломков машины. Мы смотрим на все это с некоторого расстояния.

Эти процессы происходят как правило тогда, когда или мозговые волны, показывающие, что мозг еще функционирует, уже не поддаются измерению, или врачи больше не могут установить никаких признаков жизни. В такие моменты мы воспринимаем разговоры присутствующих, читаем их мысли, отмечаем их особенности, совершенно не ощущая того, что испуганы или поражены всем произошедшим.

Наше второе тело, в которое мы переходим к этому времени и которое воспринимаем таковым, не психическое, а эфирное. В этом втором преходящем теле мы осознаем себя как телесно полноценное существо. Если были ампутированы ноги, человек снова может «ходить». Глухонемой может слышать, говорить.

Понятно, что многие из наших пациентов, которых смогли вернуть к жизни, не всегда были благодарны за то, что бабочку вновь затащили в кокон, ведь, находясь на другой стороне, они избавились от боли, страданий и увечий.

Многие мои коллеги верят, что это состояние может объясняться проекцией желаний больного. Но если мы кого-то на протяжении многих лет наблюдали полностью парализованным, глухим, слепым, тогда он наверняка жаждал момента, когда его страдания закончатся, а не мечтал о невозможном. То, что в имеющихся у нас случаях наверняка речь не идет о проекции подавленных желаний, мы сможем увидать и в следующих фактах.

Первое: половина из собранных нами описаний посмертных переживаний является следствием несчастного случая, когда застигнутые им люди не могли предвидеть, что им предстоит. Как, к примеру, один пациент потерял обе ноги после того как его переехала машина, водитель скрылся с места происшествия. Как только он оказался вне физического тела и увидал его лежащим на улице с изуродованными ногами, он ощутил себя в совершенном эфирном теле, у которого обе ноги были в порядке. Разумеется мы не можем предположить, что жертва несчастного случая уже наперед знает, что она потеряет свои ноги, чтобы запрограммировать в своих желаниях их обретение.

Но существует второе и более простое доказательство того, что при этих околосмертных переживаниях тезис о проекциях желаний исключается. Речь идет о слепых, которые во время клинической смерти начинают видеть. Если бы они в этот момент действовали только в рамках проекции своих желаний, то были бы не в состоянии рассказать о цвете пуловера или фасоне галстука, которые носили присутствующие в тот день. Мы опросили нескольких слепых. Они могли не только сказать нам, кто первый зашел в комнату или кто проводил реанимационные мероприятия, но и во всех подробностях описывали внешность и предметы одежды всех присутствовавших, чего никогда не сделали бы в реальной жизни.

Кроме отсутствия боли и осознания телесного совершенства люди в этих идеальных телах, которые возможно определить как эфирные, осознают, что никто не умирает в одиночестве. На это есть основания.

И когда я говорю «никто», то я подразумеваю даже того, кто находится один за несколько сотен километров вдали от других людей и умирает от жажды в пустыне и т. д.

Не только от взрослых, но и от многих детей, больных раком, которые готовятся к смерти, мы узнаем, что они могут покидать свое физическое тело и таким образом — как мы это называем — переживают внетелесный опыт. У всех есть такие переживания во время определенных фаз сна, но только очень немногие осознают их. Умирающие дети, в особенности такие, которые уже внутренне готовы к смерти, оказываются гораздо более духовно зрелыми, чем здоровые дети, и осознают эти короткие выходы из своего тела. Это приходится очень кстати при их переходе, так они легче начинают взаимодействовать с новым окружением, в котором оказываются.

Сразу после выхода из тела, как нам сообщали умирающие дети и взрослые, они замечали присутствие встречающих их существ. Маленькие дети назвали их «Невидимыми друзьями». Церковь дала им имя «ангел-хранитель», в то же время они описываются многими исследователями как «Духовные учителя». Это не имеет значения, как мы их называем. Но важно знать, что каждый человек с момента своего первого вздоха до момента, когда заканчивается его земное существование, окружен духовными руководителями и ангелами-хранителями, которые ждут его и помогают при переходе из одной жизни в другую — по ту сторону от смерти.

Также нас будут встречать те, кто умер до нас и кого мы когда-то любили и всех тех, кто был нам близок в физическом мире.

Третья причина, почему во время нашего перехода мы не будем одни, это то, что после того, как мы выскальзываем из земного тела — что, собственно, и происходит перед настоящей смертью — мы находимся в таком бытии, в котором нет пространства и времен и в котором мы можем отправиться со скоростью мысли туда, куда пожелаем.

Маленькая Сюзи, заболевшая лейкемией, которая лежит в больнице при смерти, постоянно окружена заботой матери. И малышке абсолютно ясно, что ей каждый раз все труднее будет расставаться с матерью, которая прислоняется к решетке ее маленькой кроватки и иногда шепчет: «Любимая, не умирай. Не причиняй мне эту боль. Я не смогу жить без тебя». Эта мать — а она олицетворяет многих из нас — отягощает совесть умирающего ребенка чувством вины. И Сюзи, которая во время сна и даже бодрствования уже покидала свое тело, летает в полном смысле слова везде, куда только хочет. И одновременно ей стало доступно чувство тотальной любви и осознание своего посмертного существования как продолжения жизни…

Одно из рассказанных околосмертных переживаний затронуло меня еще больше, чем те, описания которых я слышала от детей. Речь идет о случае с одной американской индианкой. О взглядах американских индейцев на смерть и умирание известно немного, они редко обращаются к этой теме. Эту юную девушку сбила на автостраде машина, водитель скрылся с места аварии. Незнакомый мужчина остановился, чтобы помочь ей. Она сказала ему, сохраняя полное спокойствие, что он не сможет больше для нее ничего сделать, за исключением одного — если он случайно окажется поблизости индейской резервации, то пусть найдет ее мать и передаст ей послание.

Мужчина должен был сообщить, что у нее теперь все в порядке, и она счастлива, так как находится сейчас со своим отцом. После она умерла на руках этого человека, который был до такой степени взволнован произошедшим, что сразу отправился в резервацию, хотя она находилась далеко от запланированного им маршрута. Когда он прибыл в описанную индейскую деревушку, он узнал от матери девушки, что отец умершей всего за час до происшедшего с его дочерью несчастья скончался от остановки сердца.

Мы собрали множество случаев, подобных этому, когда умирающие пребывали в неведении о смерти одного из членов семьи, и тем не менее, как они свидетельствовали, он встречал их по ту сторону. Эти пациенты не фантазировали, чтобы убедить нас в том, что смерти нет, они делились с нами этим переживанием только как фактом. Если вы сами готовы к тому, чтобы непредвзято отнестись к подобным вещам, тогда у и вас будут собственные соответствующие опыты.

Источник:
Жизнь и смерть, а что потом?
От жизни к смерти — новая жизнь. Я хочу поделиться с вами опытом, связанным с жизнью и смертью, жизнью после смерти, который мы смогли получить на протяжении
http://shtorm777.ru/zhizn-i-smert-a-chto-potom.html

Жизнь и смерть

Жизнь и смерть – это важнейший вопрос. Напрасно мы не старались думать и помнить про смерть.

Смерть – конец жизни. Но смерть – это и начало чего-то…

Почему умер человек сейчас, а не годом раньше или позже. Возможны ли случайности, ошибки?

Естественен ли страх смерти?

На эти вопросы мы постараемся найти ответ в этом разделе.

У апостола Павла сказано, что смерть – это победа над последним врагом, потому что в этой жизни человек постоянно встречается с врагами. Речь идет не о людях, а о жизненных обстоятельствах, которые враждебны к человеку. Это и несчастные случаи, и болезни, подлость, измены – мы встречаемся с такими «врагами» на протяжении всей жизни. И человек все их может преодолеть. Он может преодолеть болезнь, он может преодолеть утрату, может преодолеть измену. Но последний враг, победить которого никто не мог, – это смерть. И именно главный наш праздник – Пасха, воскресение Христово – это победа над последним врагом.

Что такое смерть? Немногие из нас всерьез задумываются о природе этого явления. Чаще всего мы суеверно избегаем не только разговоров, но и мыслей о смерти, потому что тема эта кажется нам очень уж безрадостной и страшной. Ведь каждый ребенок с малых лет знает: «Жизнь – это хорошо, а вот смерть…. смерть – это не знаю что, но точно что-то плохое. Такое плохое, что об этом лучше даже и не думать». Мы взрослеем, учимся, приобретаем знания и опыт в различных областях, но наши суждения о смерти остаются все на том же уровне – уровне маленького ребенка, который боится темноты.

Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни после утраты

Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»

Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Почему несправедливо умирают люди? Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?». Мы наблюдаем контраст — умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает несправедливость в мире?!»

За что мне это? Где можно найти ответ на этот вопрос

Наверное, нет на свете человека, который не пережил бы утрату. И практически всегда у людей, оплакивающих своих близких, возникают вопросы: «Почему это случилось именно со мной?», «За что?»

Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позже

За что мне эта боль? Зачем вообще нужны страдания? Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позже? На эти вопросы пытается ответить великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни — в смерти? Или и смерть — «не впрок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, — в Вечности отпечатлеется именно такой его лик… Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти…

Существование человека можно сравнить с книгой. Большинство людей смотрит на свою земную жизнь, как на «основной текст», главную историю, а на будущую жизнь – если только они и впрямь верят в будущую жизнь – как на «приложение», и не более того. Подлинно христианское отношение совершенно иное. Наша теперешняя жизнь на самом деле не более, чем предисловие, введение, ведь именно будущая жизнь является «главной историей». Момент смерти – это не завершение книги, а начало первой главы.

Беседа о.Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленове со слушателями радиостанции Радонеж состоялась в августе 2006 года, через неделю после того, как в автомобильной катастрофе погибли двое его детей, а еще двое находились в реанимации.

Объективно существует закон, нарушение которого влечет за собой соответствующие бедствия, страдания или смерть. Причем, если в мире физическом, материальном, грубом, причины и следствия очевидны: человек пьет и следствием являются одни заболевания, человек колется наркотиками – и следствием являются другие заболевания и т.д, то, когда мы переходим к миру духовному, такая прямая зависимость не прослеживается прямо. Но если бы мы внимательнее относились к своему духовному миру, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям нам не пришло бы и в голову: «За что же ты, Господи, меня наказываешь?»

Почему мы боимся смерти? По мнению Льва Толстого, страх смерти рождается в результате неправильного понимания жизни. «Разберитесь в том, что представляет ваше Я, и вы увидите, что смерть — это дверь в вечную жизнь», считает великий русский писатель.

Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека, для каждой души. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь, почему умираем? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью.

По своей духовной сути, по своей глубине и значению, по своим последствиям смерть, бесспорно, таинство. К нему человек готовится всю жизнь, с пеленок, проходя многотрудный крестный путь, кому сколько отмерено Богом. Когда мы отпеваем человека, служим панихиду или литию, мы отпеваем тело, не душу. Душа бессмертна!

Стремление человека к Богу — это естественный процесс. Как черепаха вылупившаяся из яйца под действием неведомых сил стремиться к воде, так и человек появившись на свет начинает свой путь к Богу. Нет людей не стремящихся к Богу. Не важно, делает ли это человек осознанно или нет, это стремление заложено в каждом из нас от рождения. Подтвердить это может тот факт, что спрашивая любого человека и себя, в том числе, об отношении к Вере и к Богу вы получите вполне аргументированный, продуманный ответ о том, почему человек верит в Бога или не приемлет Его. Это говорит о том, что каждый человек в той или иной степени задумывался об этом и пришел к определенным выводам…

Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. И это от того, что земля не ад, где слышны только вопли отчаяния и скрежет зубов, но и не рай, где раздаются только лики радости и блаженства. Что же такое жизнь наша на земле?

Многие люди пытаются отмахнуться от смерти. Они не любят думать о ней. Потому что мысль про смерть порождает страх и множество других вопросов, на которые либо трудно, либо невозможно ответить. Но большинство людей, даже неверующих, понимают, что со смертью на земле жизнь не кончается. И именно это рождает страх. Большая часть жизни прожита, и зачастую не лучшим образом. Как же избавиться человеку от этого ужаса, есть ли какое-нибудь средство для излечения от животного страха смерти? Каково учение Церкви по этому очень важному вопросу?

В нашем падшем мире перемешаны радость и горе, созидание и разрушение, жизнь и смерть, Добро и Зло. Над этим всегда ломали головы лучшие умы человечества, пытаясь постичь тайну смысла человеческой жизни в этом мире. Нет конечной цели на земле, в этой жизни. Как бы она ни была привлекательна, над ней всегда покрывало тленности и конечности, страх смерти. Но бессмертен Бог и вечна душа. Встретившись с тайной смерти именно у Бога мы ищем защиты и милосердия.

Мне всего 36 лет. Но я потеряла одного за другим самых дорогих своих людей: мать и любимого человека. Когда они болели, я металась от врача к врачу. Когда уже было ясно, что медицина не поможет, стала ходить в церковь: зажигала свечи, молилась, заказывала Сорокоусты во здравие… Но Бог мне не помог! И я не понимаю, зачем вы постоянно пишете о Нём, стараетесь привести людей к вере. Человек одинок. И помощи ждать ему не от кого. От Бога тоже… (Ольга Эдуардовна)

Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх смерти, отвержение, чувство, будто смерть — худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь. В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, про смерть говорили как про рождение в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало.

Перед нами письма великого русского святого, известного богослова Святителя Феофана Затворника. Здесь собраны ответы на письма его духовных чад, которые спрашивали его обо всём. Святитель, обобщая опыт Церкви, Святых отцов и свой собственный опыт, давал простые и ясные ответы. Эта книга посвящена христианскому отношению к болезни и смерти, с которыми мы так часто встречаемся в жизни, и всегда эти встречи связаны со скорбью, отчаянием, унынием.

Как бы и во имя чего мы не жили, все и каждый в свое время достигнут того «мига между прошлым и будущим», который, вопреки популярной песенке, принято называть смертью. Событие это состоит в разлучении души и тела. При этом тело ожидает распад, что достаточно очевидно, а душу — некая «загробная жизнь». В этот момент наступает предел опытного научного познания и открывается область таинственного, поприще религии. Процесс, в котором мы все находимся и который называем «жизнь», несмотря на впечатляющие успехи науки, остается недоступным «объективному» познанию, поскольку начало и конец его скрываются в недостижимой для научной методологии неизвестности. И лишь религия, как связь небесного и земного, может здесь предложить цельную картину.

Источник:
Жизнь и смерть
Жизнь и смерть. Смысл жизни человека. О том, что такое смерть, в чем причина смерти, почему умирают люди, естественнен ли страх смерти, человек и душа. Все важное про смерть.
http://www.memoriam.ru/zhizn-i-smert

Жизнь и смерть — афоризмы и цитаты

Живешь только раз.

Иоганн Вольфганг Гете

Живешь только раз, и даже в этом нельзя быть уверенным.

Я твердо верю в жизнь после смерти. Но я уже не так уверена насчет жизни до смерти.

Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем.

Чтобы начать новую жизнь с понедельника, надо дожить до Воскресения.

В загробную жизнь веришь? Тогда дай взаймы.

Трудно жить после смерти. Иногда на это уходит целая жизнь.

Станислав Ежи Лец

Христианство: страховка жизни, которой можно воспользоваться лишь после смерти.

Боюсь, что смерть лишит нас и загробной жизни.

Станислав Ежи Лец

Где мы будем после кончины? Там же, где покоятся нерожденные.

Если бы мне пришлось встретить своих убийц на том свете, я предпочел бы жить с ними на этом.

Станислав Ежи Лец

И мумификация действует лишь ограниченное время. Потом появляются археологи.

Станислав Ежи Лец

Иные путают свою эксгумацию с воскресением.

Станислав Ежи Лец

Колыбель висит над могилой.

Каждый день хорош, чтобы родиться; каждый день хорош, чтобы умереть.

Папа Иоанн XXIII

Смерть — это часть жизни, но очень маленькая.

Смерть — не событие жизни.

Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым — одних уж нет, а других она не касается.

Марк Туллий Цицерон

Жизнь — это благо и зло, а смерть ни то ни другое.

Римская надгробная надпись

Всего ошибочнее мерить жизнь мерою смерти.

Люк де Вовенарг

Вся жизнь есть не что иное, как средство не думать о смерти.

Ребенок входит в мир со сжатыми кулаками: весь этот мир — мой, и быть ему в моих руках. Человек покидает мир с раскрытыми ладонями: вот, я ничего с собой не забираю.

Когда твоя жизнь близится к концу, ты уже хорошо знаешь, как следовало ее начать,

Жизнь не всегда тем лучше, чем дольше, но смерть всегда чем дольше, тем хуже.

Нет ничего хуже в смерти, как то. что когда человек умер, нельзя уже поправить того, что сделал дурного или не сделал хорошего в отношении его. Говорят: живи так. чтобы быть готовым всегда умереть. Я бы сказал: живи так, чтобы всякий мог умереть и ты бы не раскаялся.

Если б я мог, я бы умер еще при жизни.

Жить вредно. От этого умирают.

Станислав Ежи Лец

Только агенты по страхованию жизни совершенно точно могут сказать, что вас ожидает.

Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью.

Фалес сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь?» – спросили его. «Именно поэтому», – сказал Фалес.

Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.

Мы рождаемся неравными, а умираем равными.

Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти.

Когда Солон оплакивал сына, кто то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон.

Опыт учит нас, что умирают всегда другие.

И саван рождается как пеленки. И пеленки вырастают до савана.

Станислав Ежи Лец

Мы столько раз начинаем жить сначала, а кончаем лишь раз.

Жизнь начинается тогда, когда мы впервые осознаем, как близок ее конец.

Есть ли жизнь перед смертью, многие так и не узнали.

Жить грустно, а умирать тошно.

В. Даль. «Пословицы русского народа»

Не бойся того, что твоя жизнь кончится; бойся того, что она никогда не начнется.

Мы не можем выбирать, как и когда мы умрем. Мы можем только решать, как нам жить.

Самое ужасное в смерти, что уже ничего не меняется. Самое ужасное в жизни – что ничто не остается тем же самым.

Он живет, потому что предусмотрительно умирал со страху.

Станислав Ежи Лец

Слухи о моей смерти сильно преувеличены.

Трудно поверить, что кто либо, прожив жизнь, не считал бы ее в глубине души неудачной.

Как это получается, что житейский баланс у всех отрицательный?

Не принимайте жизнь слишком всерьез. Вам все равно не уйти из нее живым.

Жизнь не перестает быть забавной, когда мы умираем, и не перестает быть серьезной, когда мы смеемся.

Джордж Бернард Шоу

До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Риск жизни уменьшается с каждым прожитым днем.

Станислав Ежи Лец

Если бы жизнь не была умиранием, как она была бы прекрасна!

Рамон Гомес де ла Серна

Живущий – это мертвец в отпуску.

Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нет нас.

Жизнь состоит из раундов. Последний заканчивается нокаутом.

Если бы не жизнь, можно и не умирать.

Если бы я мог умереть прямо сейчас, я был бы счастливейшим из живущих людей.

Вы, можно сказать, не жили, если вы не умерли в Калифорнии.

Мужчина плачет при мысли о близкой смерти, женщина – при мысли о том, как давно она родилась.

Генри Луис Менкен

Взрослому трудно поверить в собственное бессмертие, а ребенку еще труднее поверить в собственную смерть.

Жизнь кончается в ту минуту, когда она не начинается.

Станислав Ежи Лец

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Мы гонимся за жизнью, а догоняем смерть.

Мы бежим навстречу смерти потому, что у нас нет смелости ожидать ее.

Шарль де Сент Эвремон

Нечаянно, нежданно мы оказываемся на краю могилы, как рассеянный – на пороге своего дома.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Грустно жалеть о жизни, когда она на исходе; а еще грустнее вовсе о ней не жалеть.

«Прежде чем умереть, я бы хотел сделать что то большое и чистое». – «Тогда пойдите и вымойте слона».

Жить – значит только приготовляться к жизни. Мы умираем как раз тогда, когда могли бы начать по настоящему. Но Высший Судия говорит: «Дудки! Это то и была жизнь».

Только мертвый для жизни готов.

Смеркается медленно, но темнота наступает быстро.

Тот, кто судорожно цепляется за жизнь, может вместе с нею погибнуть.

Станислав Ежи Лец

Жизнь в кредит хороша тем, что можно умереть раньше срока.

Мы дебютируем до самой смерти, да и смерть – тоже дебют.

По правде говоря, идеальным решением был бы посмертный дебют.

Мы приходим на этот свет в середине сеанса и уходим в середине сеанса.

Только бы вытерпеть жизнь, потом мы уж как нибудь справимся!

Станислав Ежи Лец

Ублажил я мертвых более живых, а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал.

Екклесиаст, 4, 2 – 3

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Если человек мертв, то это надолго. Если человек дурак, то это уже навсегда.

Если всю свою жизнь не рождаешься, значит, всю свою жизнь умираешь.

Только после нашей смерти станет известно, в самом ли деле мы жили.

Надо свести жизнь со смертью так, чтобы жизнь имела часть торжественности и непонятности смерти, а смерть – часть простоты и обыденности жизни.

Источник:
Жизнь и смерть — афоризмы и цитаты
Живешь только раз. Иоганн Вольфганг Гете Живешь только раз, и даже в этом нельзя быть уверенным. Марсель Ашар Я твердо верю в жизнь после смерти. Но я
http://citaty.su/zhizn-i-smert-aforizmy-i-citaty

Жизнь и смерть

Смысл жизни и в целом жизнь и смерть издавна являются актуальными философскими проблемами, потому как никто пока не может дать четкого и ясного объяснения этим понятиям и явлениям. Никто не может сказать, что такое жизнь или смерть и для чего они предназначены.

Смерть – страшное слово, но в тоже время нечто притягательное. В ней много загадок и тайн, которые нам не суждено разгадать. Можно думать о смерти всю жизнь, пытаясь найти ответы на вопросы «Есть ли жизнь после смерти?», «Почему существует смерть?», «Что нас ждет в загробном мире?». Ответить на эти и многие другие вопросы можно, лишь встретившись с ней. Но умирая, мы лишаемся жизни. Никто не вернулся с того света и говорить о том, что есть там, за гранью, бессмысленно и глупо.

Сколько смерть забирает жизней в час, в день, месяц, в год? В каких обличиях она к нам приходит? Смерть приходит в виде неизбежной старости, климатических катастроф, несчастного случая, в виде ножа в сердце, спину или в виде свинцовой пули. По-разному. И в каком виде и при обстоятельствах мы уходим из жизни, зачастую определяет то, какой была наша жизнь и как мы ее прожили.

Смерть, которую часто рисуют как существо в черном плаще с глубоким капюшоном и с косой, приходящий за людской душой. Кто он и чьим посланником является? Может это отдельная инстанция, которая как суд определяет, куда направить душу человека — в ад или рай? Смерть — это чистильщик, делающий выговоры человеку за его грехи, ошибки и его заслуги. Смерть забирает души возвышенных и падших людей. Как нам жить, чтобы смерть не пришла раньше времени?

Если обратиться к медицине, то необходимо вести здоровый образ жизни, правильно питаться и регулярно заниматься спортом. Но застрахован ли человек от наследственных болезней, которые могут привести к смерти? Религия же говорит: «Даруй жизнь другим, и жизнь будет дарована Вам», «Помоги ближнему своему, и Бог поможет тебе». Но стоит ли бегать и страшиться смерти?

Может на той стороне реки забвения, которая делит жизнь и смерть, души бегают от жизни, страшась того, что лишатся смерти? Жизнь и смерть — эти два значения неразделимы, так как без жизни нет смерти. А вдруг смерть есть жизнь, но лишь иная, где жизнь после смерти намного легче и проще, чем земная жизнь?

А мы, наивные, цепляемся жизнь, стараясь уйти и отдалиться от неё. А вдруг наши грешные души наказаны и просто несут наказание при земной жизни? Ведь жизнь часто невыносима и больше напоминает ад, где много горя, страданий и различных жизненных проблем. А что если наш мир и является адом, куда отправляются наказанные души.

Смерть есть начало новой жизни, которой мы лишились и которая нам предназначена судьбой. Не зря же есть фраза «жизнь после смерти». Что есть смерть, если верить этой фразе? Смерть – это дверь в новую жизнь. Нам свойственно чувство страха и нам знаком страх смерти, ведь смерть – это неизвестность. Мы должны пережить свою смерть, чтобы обрести вечную жизнь. Мы боимся смерти и потому, что считаем, что мы настоящие – это наше физическое обличие, то есть тело. Мы думаем, что умирая, мы теряем нашу личность и индивидуальность. Мы страшимся потерять то, что нарабатывали непосильным трудом всю свою жизнь, лишиться своих материальных благ.

А тело есть всего лишь пристанище для души. Тело спустя годы изнашивается, стареет под воздействием прожитых лет и окружающей среды, а душа всегда остается молодой, такой, какая есть и несет наказание, вновь возвращаясь на землю и вселяясь в новое тело. А скоропостижная смерть лишь усиливает и увеличивает наказание души. Душа, отбывшая наказание, больше не вселяется в новое тело и не возвращается на Землю для зарождения. Она обретает полный покой.

Тысячи лет человечество пытается разгадать смысл жизни и смерти, но понять жизнь и смерть, не дано никому из нас. Существует множество версий о смерти с точки зрения религии и науки, но ничего доселе не доказано.

В чем смысл жизни человека? Каждый из нас не раз задумывался над этим вопросом. Для чего мы родились на этот свет? Зачем мы живем? Мы все часть высшего кругооборота — рождаемся, живем и умираем. Жить намного сложнее, чем уходить в иной мир, считают многие. А кто знает, что умереть просто. Ведь сказать об этом могут лишь мертвые, а они не говорят.

О жизни и смерти говорят сотни, тысячи лет. Говорят самые известные и самые безызвестные, и будут продолжать говорить, потому что это что-то высокое и недосягаемое для нас. Но кто бы и что бы ни говорил о жизни и смерти, все останется только разговорами и явления, связанные с жизнью и смертью останутся самыми величайшими загадками человечества.

Источник:
Жизнь и смерть
понятия жизни и смерти в современном понимании
http://pomnipro.ru/useful/interesnoe/zhizn-i-smert

COMMENTS